Школьная жизнь

Топашян А.Э. «Воспитание духовности на основе нравственной ценности традиционных религий»

 Доклад РМО учителей МХК, ДКП и музыки на тему: «Воспитание духовности на основе нравственной ценности традиционных религий».

 

Слайд №1

Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной из едва ли не самых важных тем в педагогике – о духовно–нравственном воспитании подрастающего поколения. Спор отцов и детей вечный, и каждое приходящее поколение считает, что дети и подростки, увы, уже не те.

К сожалению и нам как родителям, как учителям не раз приходилось констатировать падение нравов у подрастающего поколения. После сложных 1990-х и 2000-х, когда многие заботились в первую очередь о выживании; после атеистических советских лет, когда пошатнулись основы не только духовности, но и традиционных семейных ценностей, мы получили в результате весьма меркантильных, циничных подростков, которые отдаленно представляют что такое хорошо, и что такое плохо.

Однако, безвыходных ситуаций не бывает. И с этими детьми можно и нужно работать, можно находить пути к их душам, можно достучаться и до их сердец. Я очень люблю повторять пословицу «Вода камень точит». Да, я абсолютно искренне считаю, что если не отмахиваться от проблем наших детей, не считать их безнадежными, приводить примеры из собственной жизни, делиться своим опытом и наблюдениями, больше времени уделять беседам с ними, то потихоньку, малыми шажками дойдем до их сердец.

 Слайд №2

Я думаю излишне напоминать, что с момента распространения христианства на Руси, именно христианские нормы морали стали диктовать основной уклад семейной жизни русских людей. Запрет на добрачные отношения, уважительное отношение к родителям, вплоть до обращения на Вы, осуждение супружеских измен, разводов, стремление к большим патриархальным семьям – это то, что было нормой на Руси, начиная с Х и до начала ХХ веков. Однако, как я уже выше отметила, атеистическое прошлое не только подорвало духовные ценности нескольких поколений, но и пошатнуло традиционные семейные ценности, характерные для русских семей.  А ведь ребёнок является совокупностью того, что он видит дома, в окружении, в социуме. Но всё же на первом месте стоит семья. И в зависимости от того, какие основы и традиции заложены в семье, он и транслирует своё поведение в обществе.

 Слайд №3

Необходимо отметить, что не во всех советских государствах “тяжёлая рука” атеизма сумела разрушить традиционные семейные и религиозные устои. Как вы понимаете, я армянка, но вот уже на протяжении 24 лет живу в России. Но детство моё прошло в Армении, и я вполне успела подпитаться культурой этого небольшого, но столь древнего народа. Я прочла много исследований иностранных арменоведов, таких, как  итальянец Джованни Гуайта, англичанин Дэвид Лэнг, грек Мицос Александропулос, немка Магда Нейман, российский писатель и драматург Ким Бакши, которые задаются самым важным и сложным для себя вопросом: как же так получилось, что армяне, будучи на арене мировой истории в одно и то же время с такими народами, как лидийцы, мидяне, финикийцы, персы и другие, не растратили свой потенциал как народ, но и смогли сохранить свою веру, язык и традиции, несмотря на вечную угрозу полного уничтожения. А ответ вполне очевиден. Армяне, в какой бы ситуации не находились, словно за маяк держатся за свою религию, не забывают языка, и чтят традиции.

 Слайд №4

О том, как армяне в основе своей умеют чтить своих стариков, с каким уважением относятся к взрослым, как любят своих детей, думаю, многие из вас не раз имели возможность видеть. Я же хотела бы остановиться на таком факторе армянской самобытности, как религия.

Во все времена церковь для армян была не просто местом отправлениякульта, проведения божественного ритуала, но и являлась символом общего армянского дома, куда приходят помолиться, воздать благодарность Богу, встретиться с соседями, сородичами, где можно познакомиться, обсудить многие проблемы, связанные с армянским миром.

Чтобы убедиться в том, что на протяжении веков ничего не изменилось, стоит в любой выходной день заглянуть в Армянскую Апостольскую Церковь Кафедральный Собор Св. Преображения Господня в Москве, где церковный двор бывает полон прихожанами. Родители, не взирая  на отдаленность от Родины, приучают своих детей к национальному самосознанию, к пониманию своих корней, прививают мысль, что несмотря на быстро меняющийся мир надо чтить традиции, надо уважительно относиться к взрослым.

Я на протяжении двух лет преподаю «Духовное краеведение Подмосковья» в МБОУ СОШ №31 г. Мытищи. Каждый, кто работал по этому предмету, знает, насколько трудно протекает объяснение нового материала. Постоянно приходиться преодолевать барьер, выражающийся  в убежденности едва ли не 80 – 90% класса в том, что Бога нет, что всё это ненужные нравоучения, мешающие сильным людям строить своё блестящее будущее. Стоит огромных усилий для начала объяснить, что  русскую  культуру невозможно понять без осознания её соборности, которая в свою очередь сложилась на почве христианской морали.

В каждом классе лишь 2-3 ученика хотя бы иногда посещают церковь, или имеют хоть какие-то представления об основных понятиях христианства. Получше обстоит дело с учениками мусульманами, которые больше вовлечены в мир своей религии. Хотя признаюсь, что для меня всё равно стал откровением тот факт, что дети мусульмане не всегда могут назвать главные святыни мусульман, не всегда могут объяснить, почему ислам запрещает изображение живых существ и т.д. О чём этот говорит? Глобализация, отход от традиций,  по крайней мере не сильное акцентирование, не чуждо и для мусульманского мира.

И как ни странно, чаще всего именно армянские дети всегда ответят на вопрос о том, когда армяне официально стали христианским государством, знают многие страницы из истории армянского народа, чаще других посещают церковь, и весьма недурно разбираются в церковных обрядах, символах веры и т.д. А ведь большинство из них родились за пределами исторической родины. О чём это говорит? О том, что у армян сильны традиции. И это неплохой ориентир для нас, современного общества потребителей.

 Слайд №5

Если заглянуть в Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, то там найдём следующую трактовку понятия традиция: «Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Но ведь эти идеи, взгляды, вкусы, образ действий и обычаи необходимо воспитывать в детях.

 Слайд №6

Мне очень нравится, как объясняет значение слова ''воспитание'' русский философ Алексей Степанович Хомяков: «Воспитание есть попечительная деятельность, посредством которой одно поколение приуготавливает следующее за ним к деятельности на историческом поприще отцов».

Итак, исходя из этого можно сказать, что наша с вами задача приуготовлять хотя бы тех детей, с которыми волею судеб свела нас жизнь. В рамках подготовки к данному выступлению я попросила восьмиклассников написать небольшое эссе на тему «Моё понимание нравственности и духовности». С учётом того, что у меня учатся четыре параллели восьмых классов, то приблизительно 100 детей выразили свое мнение по этому поводу. Знаете, меня порадовал тот факт, что по крайней мере никто не стал иронизировать над этими понятиями, не стал говорить об устарелости понятий нравственность и духовность. Встревожило то, что где-то 50% детей вообще затруднялись сперва ответить на вопрос, что такое духовность и нравственность. Здесь уже я приходила на помощь, объясняя, что нравственность – это система норм, проявляющаяся в нашем отношении к окружающему миру. Например, учтивость и вежливость как проявление духовной личности, выражается в отношении к другим.

Перед учениками я поставила еще одну задачу: в конце эссе высказать свою точку зрения относительно того, каким они считают наше современное общество – нравственным или безнравственным? Удивительно, что практически все осознают тот факт, что нравственные ориентиры пошатнулись в современном мире, что на первом месте материальные интересы, что духовность воспринимается как признак слабости. Приведу всего два примера из работ учеников. Пишет ученица 8 класса Дарменова Элина: «…без нравственности и духовности мы будем потеряны. Потеряны морально». А её одноклассница Лидяева Анастасия считает, что «в наше время люди перестали понимать, что такое нравственность. Именно поэтому сейчас идет различная “пропаганда” нравственности и духовности». И здесь мы с ними выходим на разговор о том, что и в наше время не все безнадежно, что все чаще мы слышим о случаях безвозмездной помощи друг другу, о бесчисленных  волонтерах, готовых просто так, без всякого ожидания материального вознаграждения прийти на помощь другому человеку.

 Слайд № 7

Как же понять, как правильно относиться к окружающим нас людям? Где тот самый ориентир? Здесь я всегда привожу главную моральную константу христианства: «Не делай другому того, что не желаешь себе»!

Касаясь же духовности, мы с ребятами проговариваем, что  это и есть стержень человека, его внутреннее я, то, что на первый взгляд сокрыто от посторонних глаз. Называем главные духовные ценности, такие, как милосердие, любовь, терпение, целомудрие, чистоту помыслов.

 Слайд № 8

На своих уроках я часто повторяю ребятам, что в религии нет ничего плохого, не надо сразу открещиваться от нее, приписывать себя к атеистам, толком не разобравшись в этих понятиях. Что все религии, по-сути, учат одному – Любви! И что ничего зазорного нет в том, если они хотя бы прислушаются к тем вечным истинам, которым учит церковь и религия.

Итак, подытоживая  всё сказанное, ещё раз вкратце резюмирую то, к каким выводам я сама пришла в своей педагогической практике.

  1. С детьми можно и нужно говорить о морали и духовности. Безнадежных детей нет. Любовь, терпение, готовность услышать их и понять могут совершить переворот в их душах. И здесь я не голословна, на практике есть такие примеры. Да, это отнимает много душевных сил, но ведь учитель – это не работа, а призвание, зов души.
  2. Традиционные религии, опыт малых народов, крепко связанных со своими традициями, как фактора выживания, также является неплохим ориентиром.
  3. Обращение к главным догмам христианства, или, по крайней мере, проговаривание и объяснение 10 заповедей, не является излишним. Но делать это надо без нажима, без морализирования. И здесь всё зависит от личности учителя. Как построить разговор, чтобы быть понятой подростками – бунтарями? Ну а это уже учительское таинство.

 Слайд №9

Уважаемые коллеги, завершу своё выступление словами Аристотеля, тем самым ещё раз подчёркивая то, насколько велика наша роль в формировании подрастающего поколения, даже если хотите в закладке и возрождении духовно и нравственно верно сориентированных традиций. Аристотель говорил: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам жизнь, а другие – добрую жизнь.

 Слайд №10   Спасибо за внимание!

 

 

Методические статьи педагогов на официальном сайте МБОУ СОШ №31

 

Ф.И.О. педагога

Название статьи

Месяц, Год

Ссылка

Маловик Ольга Александровна Методическая разработка открытого классного часа «День Российской науки» Февраль, 2019 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/metodicheskaya-kopilka/4535-malovik-o-a-metodicheskaya-razrabotka-otkrytogo-klassnogo-chasa-den-rossijskoj-nauki
Петербургская Евгения Сергеевна Методические разработки к курсу внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Загадочная страна» Сентябрь, 2018 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/component/content/article/132-innovatsii-pedagogicheskijopyt/4511-peterburgskaya-e-s-metodicheskie-razrabotki-k-kursu-vneurochnoj-deyatelnosti-dukhovno-nravstvennogo-napravleniya-zagadochnaya-strana
Топашян Армине Эльфиковна Воспитание духовности на основе нравственной ценности традиционных религий Январь, 2018 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/metodicheskaya-kopilka/3731-topashyan-a-e-vospitanie-dukhovnosti-na-osnove-nravstvennoj-tsennosti-traditsionnykh-religij
Телешко Виктория Александровна Десятиклассник. Особенности адаптации. Помощь родителей Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3673-teleshko-v-a-desyatiklassnik-osobennosti-adaptatsii-pomoshch-roditelej
Телешко Виктория Александровна Пятиклассник. Особенности адаптации. Помощь родителей Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3672-teleshko-v-a-pyatiklassnik-osobennosti-adaptatsii-pomoshch-roditelej
Телешко Виктория Александровна Семь заповедей обучающегося Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3661-teleshko-v-a-sem-zapovedej-obuchayushchegosya 
Телешко Виктория Александровна О профориентации Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3660-teleshko-v-a-o-proforientatsii 
Телешко Виктория Александровна Родитель - самый главный в профориентации ребенка Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3659-teleshko-v-a-roditel-samyj-glavnyj-v-proforientatsii-rebenka 
Телешко Виктория Александровна Рекомендации родителям по развитию самостоятельности у детей Декабрь, 2017  http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3658-teleshko-v-a-rekomendatsii-roditelyam-po-razvitiyu-samostoyatelnosti-u-detej
Телешко Виктория Александровна Рекомендации родителям тревожных детей Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3657-teleshko-v-a-rekomendatsii-roditelyam-trevozhnykh-detej 
Телешко Виктория Александровна Общение с ребенком на языке принятия Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3656-teleshko-v-a-obshchenie-s-rebenkom-na-yazyke-prinyatiya 
Телешко Виктория Александровна Родителям о главном Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3655-teleshko-v-a-roditelyam-o-glavnom 
Телешко Виктория Александровна Информация о проведении мероприятий по психологической подготовке к экзаменам Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/2064-informatsiya-o-provedenii-meropriyatij-po-psikhologicheskoj-podgotovke-k-ekzamenam 
Телешко Виктория Александровна О мотивации или Хочу, Могу и Надо Декабрь, 2017  http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3522-teleshko-v-a-o-motivatsii-ili-khochu-mogu-i-nado
Анюхина Наталья Николаевна «Использование кейс-технологии в начальной школе» Ноябрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/metodicheskaya-kopilka/3471-anyukhina-n-n-ispolzovanie-kejs-tekhnologij-v-nachalnoj-shkole
Новикова Дарья Алексеевна «Скрам-подход к организации групповой работы на уроках математики» Ноябрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/metodicheskaya-kopilka/3452-novikova-darya-alekseevna-skram-podkhod-k-organizatsii-gruppovoj-raboty-na-urokakh-matematiki

Козловская Юлия Владимировна

Гиперактивный ребенок. Проблемы с дисциплиной. Кодекс истинного родителя.

Ноябрь 2015

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/44-psikholog/1765-2015g-noyabr-giperaktivnyj-rebenok-prosblemy-s-distsiplinoj-kodeks-istinnogo-roditelya

Нищик Оксана Петровна

Роскошь человеческого общения

Февраль 2015

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/1097-nishchik-o-p-roskosh-chelovecheskogo-obshcheniya

Пыко Людмила Ивановна

Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

Декабрь 2014

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/918-pyko-l-i-kak-pomoch-rebenku-v-prigotovlenii-urokov

Айдуллина Элина Халитовна

Адаптация ребенка к новому коллективу

Октябрь 2014

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/747-ajdullina-e-kh-adaptatsiya-rebenka-k-novomu-kollektivu

Ефремова Тамара Серафимовна

Формы и методы работы с детьми «группы риска»

Апрель 2014

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/552-efremova-t-s-formy-i-metody-raboty-s-detmi-gruppy-riska

Козловская Юлия Владимировна

Первоклассники. Школьный старт

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/47-psikholog/roditelyam-pervoklassnikov/127-pervoklassniki-shkolnyj-start

Козловская Юлия Владимировна

Памятка родителям первоклассников

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/47-psikholog/roditelyam-pervoklassnikov/126-pamyatka-roditelyam-pervoklassnikov

Козловская Юлия Владимировна

Советы родителям первоклассника

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/47-psikholog/roditelyam-pervoklassnikov/125-sovety-roditelyam-pervoklassnika 

Козловская Юлия Владимировна

Рекомендации родителям пятиклассников

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/46-psikholog/roditelyam-pyatiklassnika/124-rekomendatsii-roditelyam-pyatiklassnikov

Козловская Юлия Владимировна

Что нужно знать родителям о переходе в среднее звено?

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/46-psikholog/roditelyam-pyatiklassnika/123-chto-nuzhno-znat-roditelyam-o-perekhode-v-srednee-zveno

Козловская Юлия Владимировна

Советы психолога при подготовке к ГИА и ЕГЭ

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/45-psikholog/podgotovka-k-gia-i-ege/122-sovety-psikhologa-pri-podgotovke-k-gia-i-egesovety-psikhologa-pri-podgotovke-k-gia-i-ege

Козловская Юлия Владимировна

Несколько полезных советов для более успешной сдачи экзамена

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/45-psikholog/podgotovka-k-gia-i-ege/121-neskolko-poleznykh-sovetov-dlya-bolee-uspeshnoj-sdachi-ekzamena

Публикации педагогов МБОУ СОШ №31

 

Ф.И.О. педагога

Название статьи

Месяц, Год

Где опубликована

Качалова Марина Николаевна «Создание условий, стимулирующих применение ИКТ в образовательном процессе» 2018 Сборник статей «VIII ежегодная практическая конференция г.о. Мытищи «Цифровые образовательные ресурсы»»
Анюхина Наталья Николаевна «Театральная деятельность, как средство развития личностных УУД младшего школьника в условиях реализации ФГОС.» Июль 2016 Педагогический вестник № 19(2016г.) «Материалы научно-практической конференции педагогических работников и руководителей образовательных учреждений «Тенденции и перспективы внедрения ФГОС в образовательных учреждениях мытищиского муниципального района»» 

ФинагинСергей Владимирович

«Духовно-нравственное развитие обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Козловская Юлия Владимировна «Формирование УУД школьников средствами образовательной кинесиологии»

Кондратьева Ольга Геннадьевна

«Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода

Июль 2015

Педагогический вестник №18.(Управление образования Администрации Мытищинского муниципального района) Материалы научно-практической конференции педагогических работников и руководителей образовательных учреждений «Реализация федеральных государственных стандартов в образовательных учреждениях района: некоторые итоги и перспективы

Новикова Дарья Алексеевна

«Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии»

Анюхина Наталья Николаевна

«Реализация требований ФГОС средствами УМК «Начальная школа XXI века»»

Мельникова Светлана Борисовна

Проведение внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Кондратьева Ольга Геннадьевна

 «Правописание гласных Е/О после шипящих и Ц в истории русской орфографии»

 2014  Cборник «Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования» выпуск № 4/2014 г. стр.184-190
Золотухина Жанна Геннадьевна Привлечение  музыки из оперы «Майская ночь, или Утопленница» как средство конкретизации представлений школьников о персонажах повести Н.В.Гоголя. 2014 Научно-методический журнал «Литература в школе», № 7, 2014 год
Козловская Татьяна Владимировна  

Развитие личности
активного читателя
путем внедрения
методических приемов ФГОС
на уроках литературы

 2013  Материалы научно-практической конференции педагогических работников и руководителей образовательных учреждений  «Проблемы и перспективы внедрения ФГОС начального,основного общего образования и ФГТ в образовательных учреждениях района»
Золотухина Жанна Геннадьевна Страницы балета Сергея Прокофьева при изучении сказки Шарля Перро «Золушка». 2013 Научно-методический журнал «Литература в школе», № 5, 2013 год
Золотухина Жанна Геннадьевна Песни на все времена. Романсная поэзия XIX века. 2012 Научно-методический журнал «Литература в школе», № 11, 2012 год
Золотухина Жанна Геннадьевна Музыкальность прозы К.Г.Паустовского. Урок внеклассного чтения по рассказу «Растрёпанный воробей». 2012 Научно-методический журнал «Литература в школе», № 6, 2012 год

Школьные методические объединения

 

2021-2022 учебный год

 

Наименование ШМО Участники Руководитель
1 Начальные классы Учителя 1-4х классов Анюхина Наталья Николаевна
2 Русский язык и литература Учителя русского языка и литературы Никульникова Светлана Александровна
3 Иностранные языки (английский, немецкий) Учителя английского языка Щукина Елена Михайловна
4 Исторические науки Учителя истории, обществознания, ДКП и МХК Новикова Дарья Андреевна
5 Точные науки: математика, информатика, физика Учителя математики, информатики и физики Солдатова Светлана Ивановна
6 Естественные науки: биология, химия, география Учителя биологии, химии и географии Будникова Наталья Владимировна
7 Физическое и патриотическое воспитание Учителя физической культуры и ОБЖ Атаньязов Руслан Акимгиреевич
8 Технология и художественно-эстетический цикл Учителя ИЗО, музыки и технологии Олькова Екатерина Анатольевна
9 Классные руководители Все классные руководители Топашян Армине Эльфиковна