Школьная жизнь

Телешко В.А. «О мотивации или Хочу, Могу и Надо»

«Он не хочет учиться. У него нет интереса к учебе», - так часто говорят родители и педагоги при появлении у ребенка учебных трудностей. Эту проблему можно отнести к вопросу об учебной мотивации.

Высокий уровень развития учебной мотивации у обучающихся обеспечивает высокую познавательную активность и хорошее усвоение учебного материала, развитие самостоятельности в получении знаний, стремление к достижению целей, формирование активной жизненной позиции.

Мотивация – это внутреннее, эмоциональное состояние, которое побуждает человека к действию, направляет на достижение цели! Это двигатель! Нет мотивации, нет и действия.

Существуют закономерности и особенности развития мотивации на каждом возрастном этапе.

Можно рассмотреть мотивацию с позиции ее трех составляющих

Три составляющие мотивации к обучению:

Интерес, Статус, Польза – «Хочу», «Могу», «Надо».

Вся волевая сфера человека описывается этими тремя словами – Хочу, Могу, Надо.Любой результат, будь то простое действие («хорошо почищенные зубы») или достижение более высоких целей («пятое высшее образование»), достигается за счет этих трех «двигателей», или мотиваторов- хочу-могу-надо.

«Хочу» - это интерес как таковой, любопытство, любознательность, увлеченность, радость, творчество и свобода.

«Хочу» - одна из первых «функций воли», которые проявляются у человека, начиная с момента рождения. Поначалу у нас только «хочу» и есть – есть хочу, спать хочу, пить хочу. Начало начал – т.е. удовлетворение своих потребностей. В «хочу» заложен простейший, базовый «принцип удовольствия», примитивный «цикл зарождения и удовлетворения потребности»: сначала ощущается некое желание, стремление, тяга к чему-то, и мне хочется это – то, чего у меня нет и я вот сейчас это получу. Я хочу, я получаю, моя потребность насыщается, я испытываю удовольствие, радость или счастье … какое-то время.

«Могу» – это возможность, способности и склонности, потенциал, успех, достижения, социальный статус. Для маленького ребенка слова «я хочу» и «я могу» практически равнозначны: «Я хочу, и мои желания исполняются, значит, я могу получить то, что я хочу». В три года (кризис трех лет) происходит конфликт «я хочу» и «я могу» - горькое осознание, что не все, что я хочу, я могу получить: «ты не всегда можешь сделать то, что хочешь прямо сейчас».

С «могу» обычно связывают самооценку, и «оценку возможностей», настоящих и будущих. От того, что я чего-то «могу» - я получаю удовольствие, но бывают и разочарования. Есть желание – видим цель. Если цель достигнута, то остается чувство удовлетворение достигнутым, и желание двигаться дальше, от достигнутого - к новым высотам. Если цель была выбрана неправильно, но, тем не менее, достигнута, разочарование преобладает: «Ну, могу… И зачем? Оно мне надо?»

 

«Надо» относят к взрослости. Реальное, ответственное осознание «надо» нарастает постепенно, и хорошо, если к зрелым годам набирает свою силу. «Надо» - это труд, преодоление, ответственность, обязательства, то есть - долженствование.

«Долженствование» может выражаться по-разному:

  1. «Надо» - такое безликое, общепринятое долженствование, которое является необходимым и давлеющим. Сам факт «давления» неизбежно, рано или поздно, провоцирует конфликт между унылым «надо» и живым «хочу» и сопровождает нас всю сознательную жизнь.
  2. «Я должен» - это мотивация уже более глубокая; это обязательства, которые я сам принял. Добровольно или не очень, но – принял. Я должен, я буду делать.
  3. «Мне надо» - очень мощная штука! С одной стороны, вроде бы – «надо», долженствование, обязательства. С другой стороны – это же мне надо и, на самом деле, я этого хочу. Мое желание. Но не просто «хочу» и, может быть, «смогу», а – вся моя воля устремлена туда. Мне надо, и значит, так будет. А возможность? Возможность я найду. Потому что «мне надо».

Итак, если «Хочу», «Могу» и «Надо» «работают» вместе – мы высоко мотивированы, результат достигается, и мы собой довольны. Психолог Татьяна Губина в своей статье «ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...» сравнивает триаду «Хочу-Могу-Надо» с колесом. Колесо может быть ровным, круглым, с хорошим крепким диском, качественным протектором и хорошо накачанной, упругой шиной. Колесо не решает, куда ты приедешь. Оно просто крутится и держит дорогу. Или - скользит и вихляет... у кого как. То есть им управляешь ты сам и очень важно, чтобы «включились» все три компонента. Они работают только втроем, и никак иначе. Если кажется, что «работает» что-то одно, это ошибка. И «Хочу» - не обязательно точка входа, заход может быть и с «надо», и с «могу», это не является столь важным.

Относительно учебы данная триада расшифровывается так: «хочу» - это «мне интересно учиться» (любознательность, познавательная активность), «могу» - это «я учусь по способностям/использую свои способности и склонности», «надо» - значит, «так принято, такое правило, это важно для будущего и т.д.».

Все родители хотят, чтобы их дети были мотивированы, заинтересованы в учебе. Что может родитель? Видеть и понимать, в каком «состоянии» пребывает ребенок, и умеет ли он «управляться» со своими «хочу-могу-надо». Развивать любознательность ребенка, его интересы, развиваться вместе с ним, быть ему помощником и соратником.

Надо ли детей специально «мотивировать к учебе»? Есть несколько вариантов родительского поведения:

- стратегия, основанная на мотивации самого ребенка: отпускаем ситуацию, смотрим, что будет (эксперимент); т.е. понимание того, что дети сами как-нибудь мотивируются, хоть в школе, хоть дома;

- стратегия, основанная на стимулировании (договор, контроль): если у ребенка слабая мотивация, можно использовать систему стимулов (мотивация – внутренний импульс, стимулирование - внешний импульс): стимулы бывают разные (положительные, отрицательные, материальные, нематериальные); в данном варианте важно «заключить договор», например, о выполнении домашнего задания (договориться о времени выполнения д/з, о штрафных санкциях, которые предлагает сам ребенок, взрослый берет на себя контроль за выполнение договора).

Если же ребенку нужна помощь, родитель ее оказывает по данной схеме, постепенно «отдавая» ответственность и развивая самостоятельность:

1- мы вместе,

2- сам + мы вместе

3- сам + взрослый рядом

4- сам.

Родитель ребенка младшего школьного возраста может «обрисовывать» ему перспективные ценностные мотивы («когда ты вырастешь…»), а также находить личные мотивы, интересы ребенка. Важно давать младшему школьнику возможность самому найти способы и инструменты управления процессом обучения (т.е. то, что «помогает лично преодолевать трудности»). В подростковом возрасте побудительным субъектом к деятельности становится сам подросток. В этот период важно, чтобы родитель был «знаком и интересен» подростку, чтобы ценности и смыслы предъявлял не как жесткую догму, а как собственное мнение, опыт других людей, собственный опыт ребенка.

В процессе учения, постепенно учебная деятельность для обучающегося ребенка становится ритуальной – т.е. привычной, а в старших классах появляется осознанное осмысленное отношение к учебной деятельности (появляется цель, связанная с профессиональным и жизненным самоопределением). Смысл учения, его значимость – это важная мотивационная составляющая личности обучающегося («Для чего? Зачем?»), определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения: отношение к учебной деятельности в обществе, семье, понимание значимости учения лично для себя. В ходе обучения и развития смысл учения может изменяться качественно. При осознании смысла учения («Точно знаю, для чего мене это нужно!») возрастают и успехи в учебе (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание, возрастает работоспособность.

Один из секретов мотивации - мы можем себя мотивировать, кто-то может нас мотивировать и мы можем кого-то мотивировать. И все-таки, самая настоящая мотивация, когда мы сами себя мотивируем (хочу-могу-надо), как написано в статье Шалыто Анатолия Абрамовича «Заметки о мотивации»: «…провожу внутреннюю мобилизацию, так как знаю, что «побеждает тот, кто побеждает себя», «…только Вы сами можете себя мотивировать», «…мотивируйте себя всеми правдами и… неправдами».

Возвращаясь к триаде «Хочу-Могу-Надо», можно обратиться к метафоре: мотивация – это печь, в которой горит «Хочу», но может и перегореть, топит печь «Могу», «Надо» таскает дрова.

 ХочуМогуНадо

Телешко Виктория Александровна, психолог.

Использованные источники: статья Т. Губиной «ХочуМогуНадо, или ещё раз о таком банальном...», статья Шалыто А.А. «Заметки о мотивации», вебинар Гришина Д. «Как помочь ребенку выбрать успешную профессию» - vk.com/dvgrishin_online, вебинар Быковой А. «Школа без стресса: правила для начинающих школоводов» (Школа осознанного родительства «Большая Медведица»).

Педагог-психолог МБОУ СОШ №31 г.о. Мытищи Телешко Виктория Александровна