Школьная жизнь

Анюхина Н.Н. «Использование кейс-технологий в начальной школе»

 Тема выступления

на научно – практической конференции:

Использование кейс - технологий в начальной школе

Слайд №1, №2, №3         «Знание, полученное человеком в готовом виде,

 менее ценно для него и поэтому не так долговечно,

как продукт собственного мышления».

Сократ

 

          В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь.  В современной жизни этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем.

       Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые , более эффективные методы.

       Федеративный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного  подхода.  Наиболее актуальными становятся технологии: Слайд №4

  • ИКТ
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология проблемного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • КЕЙС- ТЕХНОЛОГИЯ и др.

Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является  проблемно – ситуативное обучение с использованием кейсов. В настоящее время внедрение учебных кейсов в российском образовании является актуальным.

 Слайд №5   Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс- технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе  «Case» -  портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это система методов и приёмов, основанная на решении конкретных проблем, задач- ситуаций (кейсов).  Как правило, кейс состоит из трёх частей: слайд №6

  • Вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;
  • Описание конкретной ситуации
  • Задания к кейсу

 

В.Н.Птицын писал: слайд №7

« Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого».

    Интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим.

Кейс –метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него»

  Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

 Виды  кейсов:     слайд №8

  • Печатный кейс ( может содержать графики, таблицы, диагарммы, иллюстрации, что делает его более наглядным);
  • Мультимедиа – кейс (наиболее популярный в последнее  время,он зависит от технического оснащения школы)
  • Видео – кейс (может содержать фильм, аудио и видео –материалы).

 

       Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.  Итоги работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее время очень активно используется мультимедийное представление результатов. Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и заранее в виде домашнего задания. ( Учитель может создавать собственные кейсы и использовать готовые кейсы).  Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы до нескольких. В зависимости от уровня класса Кейсы заготавливать только в печатном виде, допустимо наличие фото, таблиц, диаграмм, что делает материал более доступным для обучающихся.

Обучение при помощи кейс- технологии является сложным процессом, не поддаётся единому алгоритму в работе.  Тем более, что творческие действия алгоритмизировать не возможно.

Алгоритм работы с кейсом:        Слайд №9

  • Ознакомление с текстом кейса (может происходить дома или на предыдущем уроке).
  • Организация обсуждения кейса (формулирование вопросов, вовлечение обучающихся в обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
  • Управление дискуссией (предполагает активизацию тех обучающихся, которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен, контроль за ситуацией на уроке).
  • Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений отдельных обучающихся)
  • Подведение итогов дискуссии ( анализ хода дискуссии и оценивание ее участников)

 

Методы кейс- технологии:         слайд №10

  • Метод инцидентов
  • Метод разбора деловой корреспонденции
  • Ситуационно – ролевая игра
  • Метод дискуссии
  • Игровое проектирование

 

Метод инцидентов.

Особенность этого метода заключается в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.

В своей практике я начала использование кейс- технологии со 2 класса, когда обучающиеся более менее могут уже формулировать тему, цели урока, анализировать ситуацию, участвовать  в дискуссии.  Начала я её использование на уроках лит.чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности.

Слайд №11  Учебник «Лит.чтение 2 класс». Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012

 Русская народная сказка

«Петушок и бобовое зёрнышко».

 

Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

  Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился.

  Подавился и не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.

Вопросы к отрывку:

- В чём заключается проблема? Почему она возникла?

- Какие способы решения проблемы Вы можете предложить?

- Какой способ предложен в сказке?

Слайд №12  Или: отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже». Учебник лит.чт. 2класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012

     Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

Отец пришёл и спросил :

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

-Спасибо, что правду сказал.

 

Вопросы к отрывку:

- В чём заключается проблема?

-Приходилось ли Вам бывать в данной ситуации? Каким был Ваш выход из неё?

- Как чувствует себя человек в данной ситуации?

- Как ты оцениваешь данную ситуацию и выход из неё, изложенный в отрывке?

- Оцени ситуацию с нравственной точки зрения.

- Какие качества личности мальчика раскрываются в данной ситуации?

 

Но! При использовании кейс – технологии в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данной технологии:

  • Предназначена для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна
  • В процессе сотрудничества учителя и обучающегося, усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку
  • Результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы

Важным является формирование ценностей, жизненных установок обучающихся.

 

Слайд №13   Достоинства использования кейс – технологии для обучающихся:

  • У обучающихся развивается умение слушать и понимать других  людей, работать в команде;
  • Развивается умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свою точку зрения
  • Развивается креативность (достоинством кейс –технологии является их гибкость, вариативность)
  • Развиваются навыки анализа и критического мышления
  • Происходит соединение теории и практики

Формы оценивания при использовании кейс –технологии:

  • Текущая
  • Промежуточная
  • Конечная

 

Слайд №14   Также можно использовать оценочные листы:

 

Критерии Баллы
Активность 20
Чёткость изложения  материала 15
Быстрота выполнения задания 10
Отбор информации 10
Ведение дискуссии 15
Итого:  

 

   Из всего вышесказанного можно сделать вывод , что использование кейс- технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в отдельности.  Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют друг друга.  Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.

Слайд №15, №16

 

 

Методические статьи педагогов на официальном сайте МБОУ СОШ №31

 

Ф.И.О. педагога

Название статьи

Месяц, Год

Ссылка

Маловик Ольга Александровна Методическая разработка открытого классного часа «День Российской науки» Февраль, 2019 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/metodicheskaya-kopilka/4535-malovik-o-a-metodicheskaya-razrabotka-otkrytogo-klassnogo-chasa-den-rossijskoj-nauki
Петербургская Евгения Сергеевна Методические разработки к курсу внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Загадочная страна» Сентябрь, 2018 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/component/content/article/132-innovatsii-pedagogicheskijopyt/4511-peterburgskaya-e-s-metodicheskie-razrabotki-k-kursu-vneurochnoj-deyatelnosti-dukhovno-nravstvennogo-napravleniya-zagadochnaya-strana
Топашян Армине Эльфиковна Воспитание духовности на основе нравственной ценности традиционных религий Январь, 2018 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/metodicheskaya-kopilka/3731-topashyan-a-e-vospitanie-dukhovnosti-na-osnove-nravstvennoj-tsennosti-traditsionnykh-religij
Телешко Виктория Александровна Десятиклассник. Особенности адаптации. Помощь родителей Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3673-teleshko-v-a-desyatiklassnik-osobennosti-adaptatsii-pomoshch-roditelej
Телешко Виктория Александровна Пятиклассник. Особенности адаптации. Помощь родителей Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3672-teleshko-v-a-pyatiklassnik-osobennosti-adaptatsii-pomoshch-roditelej
Телешко Виктория Александровна Семь заповедей обучающегося Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3661-teleshko-v-a-sem-zapovedej-obuchayushchegosya 
Телешко Виктория Александровна О профориентации Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3660-teleshko-v-a-o-proforientatsii 
Телешко Виктория Александровна Родитель - самый главный в профориентации ребенка Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3659-teleshko-v-a-roditel-samyj-glavnyj-v-proforientatsii-rebenka 
Телешко Виктория Александровна Рекомендации родителям по развитию самостоятельности у детей Декабрь, 2017  http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3658-teleshko-v-a-rekomendatsii-roditelyam-po-razvitiyu-samostoyatelnosti-u-detej
Телешко Виктория Александровна Рекомендации родителям тревожных детей Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3657-teleshko-v-a-rekomendatsii-roditelyam-trevozhnykh-detej 
Телешко Виктория Александровна Общение с ребенком на языке принятия Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3656-teleshko-v-a-obshchenie-s-rebenkom-na-yazyke-prinyatiya 
Телешко Виктория Александровна Родителям о главном Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3655-teleshko-v-a-roditelyam-o-glavnom 
Телешко Виктория Александровна Информация о проведении мероприятий по психологической подготовке к экзаменам Декабрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/2064-informatsiya-o-provedenii-meropriyatij-po-psikhologicheskoj-podgotovke-k-ekzamenam 
Телешко Виктория Александровна О мотивации или Хочу, Могу и Надо Декабрь, 2017  http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/3522-teleshko-v-a-o-motivatsii-ili-khochu-mogu-i-nado
Анюхина Наталья Николаевна «Использование кейс-технологии в начальной школе» Ноябрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/metodicheskaya-kopilka/3471-anyukhina-n-n-ispolzovanie-kejs-tekhnologij-v-nachalnoj-shkole
Новикова Дарья Алексеевна «Скрам-подход к организации групповой работы на уроках математики» Ноябрь, 2017 http://school31.edummr.ru/index.php/ru/metodicheskaya-kopilka/3452-novikova-darya-alekseevna-skram-podkhod-k-organizatsii-gruppovoj-raboty-na-urokakh-matematiki

Козловская Юлия Владимировна

Гиперактивный ребенок. Проблемы с дисциплиной. Кодекс истинного родителя.

Ноябрь 2015

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/44-psikholog/1765-2015g-noyabr-giperaktivnyj-rebenok-prosblemy-s-distsiplinoj-kodeks-istinnogo-roditelya

Нищик Оксана Петровна

Роскошь человеческого общения

Февраль 2015

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/1097-nishchik-o-p-roskosh-chelovecheskogo-obshcheniya

Пыко Людмила Ивановна

Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

Декабрь 2014

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/918-pyko-l-i-kak-pomoch-rebenku-v-prigotovlenii-urokov

Айдуллина Элина Халитовна

Адаптация ребенка к новому коллективу

Октябрь 2014

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/747-ajdullina-e-kh-adaptatsiya-rebenka-k-novomu-kollektivu

Ефремова Тамара Серафимовна

Формы и методы работы с детьми «группы риска»

Апрель 2014

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/552-efremova-t-s-formy-i-metody-raboty-s-detmi-gruppy-riska

Козловская Юлия Владимировна

Первоклассники. Школьный старт

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/47-psikholog/roditelyam-pervoklassnikov/127-pervoklassniki-shkolnyj-start

Козловская Юлия Владимировна

Памятка родителям первоклассников

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/47-psikholog/roditelyam-pervoklassnikov/126-pamyatka-roditelyam-pervoklassnikov

Козловская Юлия Владимировна

Советы родителям первоклассника

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/47-psikholog/roditelyam-pervoklassnikov/125-sovety-roditelyam-pervoklassnika 

Козловская Юлия Владимировна

Рекомендации родителям пятиклассников

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/46-psikholog/roditelyam-pyatiklassnika/124-rekomendatsii-roditelyam-pyatiklassnikov

Козловская Юлия Владимировна

Что нужно знать родителям о переходе в среднее звено?

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/46-psikholog/roditelyam-pyatiklassnika/123-chto-nuzhno-znat-roditelyam-o-perekhode-v-srednee-zveno

Козловская Юлия Владимировна

Советы психолога при подготовке к ГИА и ЕГЭ

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/45-psikholog/podgotovka-k-gia-i-ege/122-sovety-psikhologa-pri-podgotovke-k-gia-i-egesovety-psikhologa-pri-podgotovke-k-gia-i-ege

Козловская Юлия Владимировна

Несколько полезных советов для более успешной сдачи экзамена

2012

http://school31.edummr.ru/index.php/ru/stranitsa-psikhologa/45-psikholog/podgotovka-k-gia-i-ege/121-neskolko-poleznykh-sovetov-dlya-bolee-uspeshnoj-sdachi-ekzamena

Публикации педагогов МБОУ СОШ №31

 

Ф.И.О. педагога

Название статьи

Месяц, Год

Где опубликована

Качалова Марина Николаевна «Создание условий, стимулирующих применение ИКТ в образовательном процессе» 2018 Сборник статей «VIII ежегодная практическая конференция г.о. Мытищи «Цифровые образовательные ресурсы»»
Анюхина Наталья Николаевна «Театральная деятельность, как средство развития личностных УУД младшего школьника в условиях реализации ФГОС.» Июль 2016 Педагогический вестник № 19(2016г.) «Материалы научно-практической конференции педагогических работников и руководителей образовательных учреждений «Тенденции и перспективы внедрения ФГОС в образовательных учреждениях мытищиского муниципального района»» 

ФинагинСергей Владимирович

«Духовно-нравственное развитие обучающихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»
Козловская Юлия Владимировна «Формирование УУД школьников средствами образовательной кинесиологии»

Кондратьева Ольга Геннадьевна

«Новые тенденции в преподавании русского языка в условиях внедрения ФГОС. Современный урок русского языка на основе системно-деятельностного подхода

Июль 2015

Педагогический вестник №18.(Управление образования Администрации Мытищинского муниципального района) Материалы научно-практической конференции педагогических работников и руководителей образовательных учреждений «Реализация федеральных государственных стандартов в образовательных учреждениях района: некоторые итоги и перспективы

Новикова Дарья Алексеевна

«Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии»

Анюхина Наталья Николаевна

«Реализация требований ФГОС средствами УМК «Начальная школа XXI века»»

Мельникова Светлана Борисовна

Проведение внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС

Кондратьева Ольга Геннадьевна

 «Правописание гласных Е/О после шипящих и Ц в истории русской орфографии»

 2014  Cборник «Научные труды Института Непрерывного Профессионального Образования» выпуск № 4/2014 г. стр.184-190
Золотухина Жанна Геннадьевна Привлечение  музыки из оперы «Майская ночь, или Утопленница» как средство конкретизации представлений школьников о персонажах повести Н.В.Гоголя. 2014 Научно-методический журнал «Литература в школе», № 7, 2014 год
Козловская Татьяна Владимировна  

Развитие личности
активного читателя
путем внедрения
методических приемов ФГОС
на уроках литературы

 2013  Материалы научно-практической конференции педагогических работников и руководителей образовательных учреждений  «Проблемы и перспективы внедрения ФГОС начального,основного общего образования и ФГТ в образовательных учреждениях района»
Золотухина Жанна Геннадьевна Страницы балета Сергея Прокофьева при изучении сказки Шарля Перро «Золушка». 2013 Научно-методический журнал «Литература в школе», № 5, 2013 год
Золотухина Жанна Геннадьевна Песни на все времена. Романсная поэзия XIX века. 2012 Научно-методический журнал «Литература в школе», № 11, 2012 год
Золотухина Жанна Геннадьевна Музыкальность прозы К.Г.Паустовского. Урок внеклассного чтения по рассказу «Растрёпанный воробей». 2012 Научно-методический журнал «Литература в школе», № 6, 2012 год

Школьные методические объединения

 

2021-2022 учебный год

 

Наименование ШМО Участники Руководитель
1 Начальные классы Учителя 1-4х классов Анюхина Наталья Николаевна
2 Русский язык и литература Учителя русского языка и литературы Никульникова Светлана Александровна
3 Иностранные языки (английский, немецкий) Учителя английского языка Щукина Елена Михайловна
4 Исторические науки Учителя истории, обществознания, ДКП и МХК Новикова Дарья Андреевна
5 Точные науки: математика, информатика, физика Учителя математики, информатики и физики Солдатова Светлана Ивановна
6 Естественные науки: биология, химия, география Учителя биологии, химии и географии Будникова Наталья Владимировна
7 Физическое и патриотическое воспитание Учителя физической культуры и ОБЖ Атаньязов Руслан Акимгиреевич
8 Технология и художественно-эстетический цикл Учителя ИЗО, музыки и технологии Олькова Екатерина Анатольевна
9 Классные руководители Все классные руководители Топашян Армине Эльфиковна