Школьная жизнь
Полезные ссылки
Анюхина Н.Н. «Использование кейс-технологий в начальной школе»
View the embedded image gallery online at:
https://school31.edummr.ru/index.php/en/metodicheskaya-kopilka/3471-anyukhina-n-n-ispolzovanie-kejs-tekhnologij-v-nachalnoj-shkole#sigFreeIdefc92041e8 Тема выступления на научно – практической конференции: Использование кейс - технологий в начальной школе Слайд №1, №2, №3 «Знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и поэтому не так долговечно, как продукт собственного мышления». Сократ
В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь. В современной жизни этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем. Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые , более эффективные методы. Федеративный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного подхода. Наиболее актуальными становятся технологии: Слайд №4
Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является проблемно – ситуативное обучение с использованием кейсов. В настоящее время внедрение учебных кейсов в российском образовании является актуальным. Слайд №5 Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс- технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе «Case» - портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это система методов и приёмов, основанная на решении конкретных проблем, задач- ситуаций (кейсов). Как правило, кейс состоит из трёх частей: слайд №6
В.Н.Птицын писал: слайд №7 « Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого». Интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим. Кейс –метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него» Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Виды кейсов: слайд №8
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее время очень активно используется мультимедийное представление результатов. Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и заранее в виде домашнего задания. ( Учитель может создавать собственные кейсы и использовать готовые кейсы). Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы до нескольких. В зависимости от уровня класса Кейсы заготавливать только в печатном виде, допустимо наличие фото, таблиц, диаграмм, что делает материал более доступным для обучающихся. Обучение при помощи кейс- технологии является сложным процессом, не поддаётся единому алгоритму в работе. Тем более, что творческие действия алгоритмизировать не возможно. Алгоритм работы с кейсом: Слайд №9
Методы кейс- технологии: слайд №10
Метод инцидентов. Особенность этого метода заключается в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. В своей практике я начала использование кейс- технологии со 2 класса, когда обучающиеся более менее могут уже формулировать тему, цели урока, анализировать ситуацию, участвовать в дискуссии. Начала я её использование на уроках лит.чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности. Слайд №11 Учебник «Лит.чтение 2 класс». Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012 Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился а курочка знай себе приговаривает: - Петя, не торопись. Петя, не торопись. Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился. Подавился и не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит. Вопросы к отрывку: - В чём заключается проблема? Почему она возникла? - Какие способы решения проблемы Вы можете предложить? - Какой способ предложен в сказке? Слайд №12 Или: отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже». Учебник лит.чт. 2класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012 Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал. Отец пришёл и спросил : - Кто разбил? Мальчик затрясся от страха и сказал: - Я. Отец сказал: -Спасибо, что правду сказал.
Вопросы к отрывку: - В чём заключается проблема? -Приходилось ли Вам бывать в данной ситуации? Каким был Ваш выход из неё? - Как чувствует себя человек в данной ситуации? - Как ты оцениваешь данную ситуацию и выход из неё, изложенный в отрывке? - Оцени ситуацию с нравственной точки зрения. - Какие качества личности мальчика раскрываются в данной ситуации?
Но! При использовании кейс – технологии в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данной технологии:
Важным является формирование ценностей, жизненных установок обучающихся.
Слайд №13 Достоинства использования кейс – технологии для обучающихся:
Формы оценивания при использовании кейс –технологии:
Слайд №14 Также можно использовать оценочные листы:
Из всего вышесказанного можно сделать вывод , что использование кейс- технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в отдельности. Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют друг друга. Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС. Слайд №15, №16
Методические статьи педагогов на официальном сайте МБОУ СОШ №31
Публикации педагогов МБОУ СОШ №31
Школьные методические объединения
2021-2022 учебный год
|