Школьная жизнь

Пыко Л.И. Конструктор конкурсно-игровой программы (для внеклассной и внеурочной деятельности в начальной школе)

Пыко Людмила Ивановна

Конструктор конкурсно-игровой программы

 (для внеклассной и внеурочной деятельности в начальной школе)

(методическая идея Н.Е.Щурковой)

Всегда существует практическая потребность в новых оригинальных формах проведения досуга. Чтобы удовлетворить эту потребность, организаторам свободного времени необходимо приложить немало сил и умений, а также научиться активно использовать свою фантазию и воображение для создания этих форм.

Цель: познакомить с алгоритмом создания и придумывания конкурсно-игровых программ, опираясь на повседневные предметы, и применить полученные знания на практике.

Суть идеи состоит в обращении педагога к любым средствам, окружающим его в повседневной жизни. Такая исходная позиция педагога позволит ему стать творцом новой игровой формы.

Конкурсно-игровая программа – это не просто набор конкурсов и игр, а единство, объединенное идеей праздника. Можно выделить составные и необходимые элементы этого единства: идея программы, её название, содержание (конкурсы и игры), оформление, призы.

 

Идея конкурсно-игровой программы

Мы живём в мире вещей. Утром и вечером, на работе и дома нас окружает множество предметов (письменный стол, яблоко, лист бумаги и др.), и в каждом из них скрыта тайна. Мы можем попытаться разгадать её, увидев суть и назначение данного предмета. Давайте охарактеризуем предмет с разных сторон.

Например, яблоко. Это может быть и «яблоко раздора», и «молодильное яблоко»,  и «ньютоновское» яблоко, и яблоко, которое каталось по блюдечку и показывало весь мир.

Определив признаки предмета и дав ему характеристики, можно выйти на идею программы.

 

Идея (предмет)

Признаки

Воплощение

Детство

Беспечность,

беззаботность,

радость

Игра, множество вопросов, большое количество желаний, бурная фантазия

Весна

Пробуждение,

цветение,

обновление, настроение

Цветение растений и деревьев, длительность светового дня, яркое солнце

Яблоко

Аромат,

цвет,

вкус

Сбор яблок, сортировка,

наслаждение вкусом

 

Задание  «Идея – предмет»

В основе каждой программы, игровой или познавательной должна быть заложена идея, которая соединит все элементы данной программы. Цель программы подскажет идею, а та, в свою очередь, – предмет, при опоре на который можно создать всю программу.

 

Цель

Идея

Предмет

Отдохнуть

Праздник,

развлечение,

тайна

Воздушный шарик,

денежная купюра,

шоколад, шляпка.

Узнать новое о старине

Знакомство с предметами быта наших предков

Половик, ухват, прялка,

коромысло.

 

Название конкурсно-игровой программы должно быть ёмким, интригующим. Важно, чтобы детям, которые прочли название, захотелось прийти, поучаствовать и узнать, что за этим названием скрывается. В качестве названия может выступать поговорка, пословица, какая-то интересная известная фраза, высказывание, например: «Семеро одного не ждут», «Спички детям не игрушка», «Роза ветров», «А зелёный говорит: «Проходите, путь открыт!». Не менее интересные названия можно придумать самим.

 

Упражнение «Ассоциация» 

Цель: овладеть приёмом создания названия, заголовка

Начертите таблицу, включающую в себя три графы.

  • В первую впишите три слова: первое обозначает предмет, второе – событие, третье – учреждение.
  • Во вторую графу впишите ассоциации на слова первой графы.
  • В третью - ассоциации на слова второй графы.

 

Комбинируя слова в любом порядке, составьте словосочетания. Помните, что это будущие названия, поэтому они должны быть яркими, необычными. Например:

 

Комбинируем слова

 

Шоколад

Фольга, сладкая плитка

Улыбка, жизнь, радость, дарить,

 

Дождь

Капли, радуга, тёплый

Стучать, солнышко, уютный,  первый

 

Банк

Красивые люди, ограбление

Работать, золото, тёмная ночь

 

 

Возможные словосочетания (будущие названия): «Сладкая жизнь», «Дождь радости», «Радуга в тёмную ночь», «Капля солнышка», «Уютное ограбление».

 

Содержание конкурсно-игровой программы

Содержание конкурсно-игровой программы – это её основная направленность, а также конкретные конкурсы, игры и развлечения. Можно выделить следующие типовые группы игр:

- аттракционы, соревнования, состязания, противоборства, конкурсы и эстафеты;

- мистификации, розыгрыши, сюрпризы;

- игровые аукционы;

- игровые анкеты, вопросники.

Конкурс можно рассматривать, как действие человека или взаимодействие человека с предметом, в основе которого обязательно лежит идея состязания с другим человеком или с самим собой по времени (кто быстрее, дольше), по качеству (кто лучше, дальше, выше), по количеству (кто больше).

Новый конкурс вам подскажут культурологические, исторические, бытовые ассоциации, в том числе поговорки, известные афоризмы.

Например: «Одна голова хорошо, а две – лучше». В конкурсе участвуют несколько пар: кто быстрее повяжет платок на две головы.

Новым может стать уже давно известный конкурс, если вы его замените, добавите предметы или измените условия соревнования.

 

Упражнение «Принудительное ассоциирование» (приём создания конкурсов)

Начертите таблицу, включающую в себя две графы. В первую впишите слово, обозначающее предмет. Во вторую – 5-8 слов, обозначающих разные предметы, не связанные ни между собой, ни с предметом из первой графы. Найдите ассоциации взаимодействия предметов первой и второй граф, но такие, чтобы они отвечали требованию конкурса – состязательности. Например:

 

 

 

Воздушный шарик

Карандаш

Стул

Ласты

Банка

Лист бумаги

 

В рамках данного упражнения возможны конкурсы.

  1. 1.      Эстафета: по сигналу первый участник команды бежит до поворотного знака (стула) и обратно, удерживая при этом шарик на карандаше. Вернувшись обратно, передаёт шарик и карандаш следующему участнику.
  2. 2.      Счастливый шарик. В каждый шарик кладётся записка. В одном шарике приз, в других – просто весёлые пожелания. Задача участников – найти приз.
  3. 3.      Участники наматывают на руку (в области локтя) верёвочку, на конце которой прикреплён обрывок шарика. Задача – попасть шариком в «горшочек» (банку).

 

Упражнение «Конкурс»

Цель: приёмами ассоциации закрепить умение конструирования конкурса. Упражнение выполняется в микрогруппах. Необходимо придумать как можно больше конкурсов, игр с заданным предметом: шоколадом, мячом, обручем, зеркалом, шляпой и др.

Очень важно оформить помещения, где будет проходить конкурсно-игровая программа. Ведь комната, превращенная в магазин игрушек или деревенскую избу, настраивает на соответствующий лад. А декорации легко придумать, если вы не забудете те мысли, которые появлялись, когда вы формулировали основную идею и выбирали предмет.

Особое внимание уделите световому и музыкальному оформлению.

Призы стоит приготовить такие, чтобы они перекликались с идеей программы. Так, если главный предмет программы воздушный шарик, то призами могут служить любые круглые предметы: конфеты, соответствующей формы, мячи, яблоки и т.д. А если основным предметом был половик – то красивые салфетки или плетёнки.

 

Упражнение «Каскад игровых программ»

Цель: закрепить полученные знания и применить их на практике, разработав конкурсно-игровую программу.

Упражнение выполняется в микрогруппах. Каждой из групп нужно разработать конкурсно-игровую программу. Пользуясь предложенным алгоритмом, сначала определить цели, выбрать предмет, придумать конкурсы и игры, применяя известные приёмы, продумать оформление, определить возможные призы.

Каждая группа представляет свою программу, задача остальных оценить её преимущества, найти «изюминку» каждой программы. 

 Игры на знакомство:

     Игра «Мои соседи». Дети встают в круг, предварительно назвав свое имя, два раза хлопают в ладоши, после чего называют имя соседа справа, затем снова хлопают два раза в ладоши и называют имя соседа слева. Так делает каждый ребенок по очереди. Но хлопают все. Например: (хлопают) раз, два, (сосед справа) Лена; (хлопают) раз, два, (сосед слева) Миша.

     Игра «Я беру с собой в чемодан». Игрок, назвав своё имя, называет предмет, который он может взять с собой в поход (в чемодан). Например: «Меня зовут Катя, я беру с собой в чемодан компас». Тогда следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я беру с собой в чемодан спальник, а ещё Катю с компасом» и т.д.

     Игра «Здравствуй, Катя». Играющие становятся в круг. Первый говорит: «Меня зовут Катя, я делаю вот так (показывает что-то)». Следующий участник повторяет имя соседа, т. е. Кати, ее жест, после чего представляется и показывает какой-либо жест. Так делают все дети по кругу.

     Игры на коммуникативное взаимодействие детей:

     Игра «Интервью». Участники разбиваются на пары и в течение 10 минут беседуют со своим партнером, пытаясь узнать о нем как можно больше. Затем каждый готовит краткое представление своего собеседника. Главная задача - подчеркнуть его индивидуальность, непохожесть на других. После чего участники по очереди представляют друг друга.

     Игра «Как мы похожи». Ведущий просит группу разбиться на микрогруппы по 5 человек. Каждая микрогруппа должна  как можно быстрее найти и записать по 10 характеристик, которые их объединяют, верных для всех. Нельзя писать общечеловеческие сведения, такие как «у меня две ноги». Можно указать год рождения, место учебы, хобби, и т.д. После того как 10 характеристик записаны, каждая микрогруппа сдает листочки ведущему и разбивается на микрогруппы по 3 человека. Повторяет то же самое. Затем листочки сдаются, а участники объединяются в одну большую группу и выполняют задание сначала. Таким образом, дети не только коммуникативно взаимодействуют друг с другом, но и находят характеристики, объединяющие их.

     Игра «Визуальное чувствование». Ребята садятся в круг. Ведущий просит, чтобы каждый внимательно посмотрел на лица остальных участников, и через 2-3 минуты все должны закрыть глаза и попытаться представить себе лица других членов группы. В течение 1-2 минут нужно фиксировать в памяти лицо, которое удалось лучше всего представить. После выполнения упражнения группа делится своими ощущениями и повторяет упражнение. Каждый из участников должен постараться воспроизвести в памяти как можно большее количество лиц партнеров.

     Игра «Одно слово». Каждому участнику игры выдается карточка, на которой написано какое-то эмоциональное состояние человека (радость, удивление, грусть, спокойствие, волнение и т. д.). Задача – произнести слово «Здравствуйте» с этой эмоцией. Остальные участники должны угадать, с какой эмоцией было сказано данное слово.

     Игра «Разговор сквозь стекло». Дети разбиваются на пары. После чего ведущий объясняет участникам: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что надо купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать бесполезны: вы все равно друг друга не услышите». После игры дети делятся впечатлениями и успехами.

     Игра «Как дела?». Участники игры встают в круг. Выбирается «независимый эксперт по оригинальности». Ведущий по очереди задает один и тот же вопрос участникам: "Как дела?". Задача каждого участника ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших вариантов. Если ответ участника не оригинален, он замирает в виде какой-то статуи. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его парафразом или близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае выбывает. В конце проводится обсуждение: «Как вы обычно отвечаете на этот вопрос? Как можно расклассифицировать ответы?»

     Игра «Образ «Я»». Каждому участнику предлагается произнести слово «Я» с присущей только ему интонацией, мимикой, жестами. Нужно сделать это так, чтобы одним словом как можно полнее выразить восприятие своего «Я», свою индивидуальность и свое место в мире.

     Игра «Фоторобот». Один из участников должен составить портрет группы. Для этого нужно распределить между всеми ребятами следующие части тела: голову, шею, глаза, уши, рот, нос, руки, ноги и т. д. На упражнение отводится 15 минут.

          Театр – экспромт.      Дети вытягивают карточки, на которых написана их роль, в которую они должны «вживаться» сразу же по ходу чтения сценария. Сценарий разрабатывается (подбирается) организаторами в соответствии с планом, содержанием и спецификой Дня, предложениями детей и т.д.

Веревка

     Упражнение «Путаница». Выбирается один доброволец, который на время покинет аудиторию. Остальные дети встают в круг. Берутся за руки. Запутываются. Затем приглашается вышедший ребенок, который должен всех распутать.

     Упражнение «Мяч». Потребуется маленький мячик. Дети встают в круг. Ведущий кладет мяч одному из ребят на шею, он должен передать следующему участнику мяч шеей (без рук) и так мяч должен пройти по кругу. После чего мяч передается локтями, коленками и т. д. 

     Упражнение «Болото». Участники упражнения строятся в одну линию у стены. Один участник идет к противоположной стене. Его задача провести первого участника через воображаемое болото. Участник, который проходит болото, закрывает глаза. Оказавшись на «суше» он проводит следующего участника через болото. Так должен пройти каждый участник.

     Упражнение «Треугольник, квадрат». Все встают в круг и берутся за руки. Затем все закрывают глаза. Ведущий говорит: «Ребята! В полной тишине, без слов, постройте мне треугольник... квадрат... ромб и т. д.».

     Упражнение «Электрическая цепь». Команда разбивается на пары. Партнеры садятся друг напротив друга, соединяя руки и ступни таким образом, чтобы получилась «электрическая цепь». Задача участников: встать, не разрывая «электрической цепи». Затем две пары объединяются друг с другом, образуя «электрическую цепь» из четырех человек. Задача остается прежней – встать всем вместе, не разрывая цепь. Когда этот этап благополучно завершен, группы снова объединяются так, чтобы образовать «электрическую цепь» из восьми человек. В конце концов, должна подняться «электрическая цепь», образованная всеми участниками.
     Упражнение «Бревно». Команда выстраивается на бревне (это может быть дерево, лежащее на земле, гимнастическое бревно и т.п.). Начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна. В результате должна получиться та же линия, в том же порядке.

     Упражнение «Переправа». Обозначить две параллельные линии, находящиеся на расстоянии не меньше 3 метров друг от друга. Задача команды – переправиться от одной линии до другой, не касаясь земли, используя лишь небольшие дощечки, бруски или другие вспомогательные предметы.

     Упражнение «Петля». На руку одного их участников одевается петля. Затем все берутся за руки. Задача переправить эту петлю по кругу обратно первому игроку. Соседи могут помогать друг другу, но руки не расцепляются.