Школьная жизнь
Полезные ссылки
Айдуллина Э.Х. «Адаптация ребенка к новому коллективу»
Адаптация ребёнка к новому коллективу Мало кому из первоклашек удается доучиться достарших классов в одном и том же коллективе. Многие дети вместе с родителями переезжают в другие районы и города, переводят ребенка из класса в класс, желая для своего сокровища лучших условий. Попытаемся представить все эти перемещения глазами ребенка. С какими трудностями приходится ему сталкиваться при переходе в новый школьный коллектив? Адаптация в новой среде, скорее, зависит не от возраста, а от индивидуальных особенностей ребенка. Ставить вопрос, кому это дается легче, а кому труднее, не совсем уместно, поскольку любые изменения в жизни детей логичнее рассматривать как возможность приобретения нового опыта, развития психологической устойчивости и умения строить отношения.
Если же нет ярких признаков жестокого отношения, родителям важно терпеливо переждать период адаптации, не мешая ребенку приобретать опыт общения. При этом будет уместным создание самими родителями ситуаций для общения. Это могут быть детские праздники, совместные экскурсии, изготовление стенгазет и т. д. У новичков часто возникает еще одна проблема: их сразу «берут в оборот» и под предлогом дружбы используют в своих корыстных целях, например, просят списать, поменяться чем-нибудь или выгородить перед учителем. Он же новенький, отказать не может. Позволит ли ребенок пользоваться своей дружбой или нет, зависит от его индивидуальных особенностей, а также от того, насколько родители верят в его возможности. Важно положиться на силы самого ребенка, поддержать его словом, но иногда не помешает обратиться за помощью к классному руководителю. Итак, как же должны вести себя родители, чтобы помочь сыну или дочери гармонично влиться в новый коллектив? Часто страх взрослых провоцирует излишнюю настороженность и тревожность в поведении новичка в классе. Необходимо помнить: нельзя прожить жизнь за своего ребенка. И радости, и трудности каждый должен пройти самостоятельно. Задача родителей - терпеливо наблюдать, а если вмешиваться, то очень осторожно, лишь в случае крайней необходимости. «Случай крайней необходимости» - прямая угроза жизни и здоровью (физическое насилие, длительное психологическое давление). Если кто-то «обзывается» или системно оказывает давление, надежнее поделиться с ребенком личным опытом поведения в таких ситуациях, при этом можно в свою историю внести любые «коррективы». Ребенку важно знать о готовности родителей поддержать и защитить. Если вы постоянно выражаете уверенность в возможностях своего ребенка, поддерживаете его словом, это и есть один из способов помощи. При этом очень важно владеть достаточным количеством информации. Это вполне возможно, если постоянно общаться с друзьями, одноклассниками, их родителями и классным руководителем. |