Школьная жизнь

Родителям первоклассника

Первоклассники. Школьный старт.

ПЕРВОКЛАССНИКИ. ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ.

Поступление в школу часто называют переломным моментом в жизни каждого ребенка. «Переломный» - однокоренное слово со словами «ломать», «сломаться», поэтому мы против такого термина. И вам рекомендуем другие варианты – «начало большого пути», «переход на следующий возрастной этап», «школьный старт». Ведь результаты любых начинаний всегда напрямую связаны с удачным названием. Итак, позитивное название есть. Теперь о содержании этого важного и такого порой волнительного этапа в жизни семьи.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Теперь каждый день нужно ходить в школу, регулярно трудиться, соблюдать режим дня, разнообразные нормы и правила школьной жизни. И еще - нужно выполнять требования учителя, делать на уроке то, что положено по школьной программе, старательно выполнять домашние задания, стремиться к хорошим результатам в учебе и т.д.

В этот же период жизни, в 6–7 лет, меняется и весь психологический облик ребенка, происходят значительные преобразования в его личности, в познавательных и умственных возможностях, в сфере эмоций и переживаний, круге общения.

Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает. Но если первоклассник развивается нормально, то обязательно гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребенком своего нового социального статуса связано с появлением "внутренней позиции школьника" (Л.И. Божович).

"Внутренняя позиция школьника" имеет для ученика 1 класса огромное значение. Именно она помогает ребенку преодолевать превратности школьной жизни, выполнять новые обязанности. Это особенно важно на первых этапах школьного обучения, когда учебный материал, осваиваемый ребенком, достаточно однообразен и не слишком интересен (и это объективно определено программой).

Многие из сегодняшних первоклассников уже весьма искушены в учебных занятиях еще до прихода в школу. Детей усиленно готовят к школе, и это зачастую приводит к тому, что поступление в школу теряет для ребенка должную новизну, мешает ощутить значимость этого события.

Поддержать у первоклассника "внутреннюю позицию школьника" могут родители – и в этом их роль просто неоценима. Необходимо показать ребенку, что вы серьезно относитесь к его школьной жизни. Ежедневно проявляйте внимание к успехам и неудачам сына или дочери, терпение, обязательное поощряйте старания и усилия детей. Ваша эмоциональная поддержка поможет первокласснику почувствовать важность своей деятельности, повысит самооценку ребенка, его уверенность в себе.

Новые правила

Многочисленные запреты, нормы, требования лавиной обрушиваются на первоклассника. То и дело дети слышат: "можно", "нельзя", "надо", "положено", "правильно", "неправильно" Эти правила обусловлены организацией школьной жизни и включением ребенка в новую для него учебную деятельность.

Нормы и правила порой противоречат непосредственным желаниям и побуждениям ребенка. Нужна ваша помощь, чтобы к этим нормам адаптироваться. Большинство детей достаточно успешно справляются с этой задачей. Многие психологи считают, что здоровый, любознательный, верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребенок без серьезных проблем включается в школьную жизнь.

Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих – растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребенка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.

 

Памятка родителям первоклассников

НЕСКОЛЬКО КОРОТКИХ ПРАВИЛ

В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.

Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

ПРАВИЛО 1.

Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем может начаться невроз. Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

ПРАВИЛО 2.

Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

ПРАВИЛО 3.

Компьютер, телевизор и любые другие занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

ПРАВИЛО 4.

Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет подружиться, а кто-то и нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.

- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.

- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.

- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.

- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.

- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.

- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.

- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.

- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

- Не добивайтесь успеха силой.

- Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.

- Признавайте право ребенка на ошибки.

- Помните, ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

- Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

УЧИМСЯ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

Советы родителям первоклассника

 ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

 Советы родителям первоклассника

· Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.

• Постарайтесь правильно рассчитать время, необходимое для того, чтобы собраться в школу. Если ребёнок не успел собраться, в следующий раз его нужно разбудить немного раньше.

• Желательно покормить ребенка завтраком. Но если он по какой-то причине отказывается, есть, не принуждайте его. Не забудьте собрать ему завтрак с собой.

• Не говорите ребенку на прощание фразы типа «смотри, не балуйся» или «чтобы сегодня не было плохих отметок». Лучше пожелайте ему удачи и подбодрите ласковым словом — ведь у него впереди трудный день.

• Не торгуйтесь, говоря: «Если ты сделаешь хорошо уроки, то я дам тебе...» У ребенка может выработаться неправильное представление о цели учебы. Он подумает, что, учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение.

• Если ребенок явно чем-то огорчен, не допытывайтесь о причине. Возможно, он расскажет позже. Или же осторожно поинтересуйтесь потом сами.

• Встречая ребенка из школы, не обрушивайтесь на него сразу с вопросами «что ты сегодня получил?» или «ну как, сегодня без двоек?». Дайте ему расслабиться. Если же он сам хочет поделиться с вами чем-то важным, не откладывайте разговор, не отмахивайтесь от ребенка, выслушайте его — ведь это не займет много времени.

• Имейте в виду, что есть периоды, в течение которых учиться сложнее: ребенок быстро утомляется, у него снижается работоспособность. Для первоклашки это первые 4-6 недель, первая неделя после зимних каникул и конец третьей четверти.

• Помните, что первоклассники — это еще маленькие дети. Для них все так же важны игры и игрушки, они любят, чтобы им прочитали на ночь сказку или просто подержали на ручках. Все это поможет снять напряжение, почувствовать им себя спокойно и уверено.

• Посвящайте своему ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он почувствовал, что вы его любите и дорожите им.

Родителям нужно

 • развивать в ребенке способность слушать;

 • учить пониманию прочитанного;

 • развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;

 • решать с ним простые задачи;

 • вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.

Все это необходимо для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:

 • слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;

 • осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;

 • оценивать свою работу;

 • владеть понятиями "больше", "меньше", "одинаково", "столько же", "короткий", "длинный", "старше", "младше";

 • сравнивать самые простые предметы.

 Рекомендации родителям первоклассника

·          Поиграйте с ребенком в школу. Пусть игрушки пойдут учиться, рассядутся за импровизированные парты, а умненький Буратино станет их учителем. В игре вы сможете объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет (это важно!), что делать на перемене. Наверняка вы занимаетесь подготовкой к школе – читаете, пишете, рисуете. Так включите эту подготовку в игру про школу. Пятнадцатиминутные уроки будут чередоваться с пятиминутными переменами.

·          Пришло время выделить рабочее место для занятий вашего первоклассника. Ему нужен личный письменный стол с хорошим освещением и настольной лампой. Также понадобится место для учебников и книг. Пусть ребенок знает, что на столе должен быть порядок, и за этот порядок ответственен только он.

·          Хорошо бы познакомить ребенка с его учительницей. В двадцатых числах августа учителя-первоклассники обычно уже выходят из отпусков. Тогда первого сентября среди моря новых лиц ваш ребенок безошибочно выделит свою вторую маму.

·          Если на лето ваше чадо уезжало к бабушке, на дачу, на море, будет лучше, если в середине августа он уже вернется домой. Важно перейти на школьный режим дня хотя бы за несколько дней до начала настоящего учебного года. Поднимайте ребенка в то время, когда он будет вставать в течение года, кормите его завтраком и отправляйтесь на прогулку до школы. Изучите маршрут – это важно и для ребенка, чтобы он знал путь домой, и для вас. Вы рассчитаете, сколько времени будет занимать у вас дорога. К тому же, если вы знаете, что не сможете забирать или отводить вашего ребенка, у вас будет возможность прорепетировать его самостоятельное хождение по маршруту дом-школа. Обязательно уделите внимание вопросам поведения на улице, правилам дорожного движения!

·          Подготовьте одежду, в которой ваш ребенок будет ходить в школу. Пусть потренируется одеваться-раздеваться самостоятельно. Особенно это касается обуви и сменки. Начните приучать к тому, чтобы одежду и портфель ребенок готовил с вечера.

·          Научите своего первоклассника складывать вещи в портфель, открывать-закрывать его, а также– как носить.

·          Не забудьте о физической нагрузке. Может быть, пришло время ввести в ваше утро совместную зарядку. И для вас полезно, и у ребенка выработаются здоровые привычки на всю жизнь! Побольше гуляйте вместе. Заодно поищите в округе спортивные секции, которые ваш малыш сможет посещать в учебном году. Это не должна быть серьезная спортивная подготовка – лишь средство для отдыха и разрядки.

·          И самое важное – приучайте ребенка к самостоятельности. Пусть он приготовит завтрак всей семье (заодно вы научите его рецептам простейших блюд). А днем, когда вы будете играть в школу, не забудь о домашнем задании, которое ваш играющий ученик будет выполнять после полдника. Пусть это будут простейшие задания, вроде нарисовать домик. Важно, что он будет делать это самостоятельно, уделяя время и силы только этой задаче.

·          В последние дни августа устройте праздник. Сходите с ребенком в зоопарк, в театр, в парк – отметьте начало новой, школьной жизни, попрощайтесь с детсадовским прошлым. Последние дни перед школой должны дать отличный старт новой жизни. Ведь когда пройдет первая эйфория от перемен и начнутся трудовые будни, для ребенка важно не потерять задора, желания учиться и ходить в школу.