- Details
-
Category: Психология и педагогика
- Главное, что любую, даже очень сложную проблему нужно решать в расслабленном, спокойном состоянии. Ведь когда вы чувствуете себя обеспокоенным, расстроенным, сердитым, то, скорее всего, ведете себя импульсивно и делаете прямо противоположное тому, чего вы действительно хотите.
- Забота о себе является благом не только для вас, но и для вашего ребенка. Если ваш ребенок делает что-либо, что усложняет вашу жизнь, то он воспринимает вас, по-видимому, не как реального, живого человека, а как некую тень, вещь, как некое удобство (как нечто, что лишь снабжает, обеспечивает, но не имеет чувств, переживаний, не заслуживает ни снисхождения, ни даже элементарного «спасибо» и является просто чем-то, что следует использовать). ВКЛЮЧИТЕ ВАШИ НУЖДЫ, ПОТРЕБНОСТИ, ПЕРЕЖИВАНИЯ В СИТУАЦИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ.
- Используйте в общении Я-высказывания. Например, с ситуации с неубранной комнатой вы могли бы применить Я-высказывание : «Я недоволен тем, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?» В этом случае акцент делается на ваши чувства по поводу неубранной комнаты, и ответственность за ее уборку вы перекладываете на своего ребенка. (Ты-высказывание: «Ты всегда оставляешь в комнате грязь» - ребенок чувствует, что он плохой и обижается.)
- Замечайте любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начните освобождаться, избавляться от нее.
- Научитесь получать удовольствие от принятия решений вашим ребенком.
- Измените некоторые ваши мысли и убеждения относительно вашего ребенка, т.е.постарайтесь избегать суждений о своем ребенке, принятых от других людей.
- Убеждения родителей – убеждения детей
родитель |
ребенок |
Я отвечаю за то, что делает мой ребенок.
Он не будет делать этого.
Он не может принимать решения.
Он глуп.
Он ненормален.
Его следует ценить лишь постольку, поскольку он является «хорошим»: посещает школу, подчиняется, следит за собой, вежлив, исполнителен.
Он не может заботиться о себе.
|
Мои родители отвечают за то, что я делаю.
Я не буду делать этого.
Я не могу принимать решения.
Я глуп.
Я ненормален.
Меня ценят за то, что я соответствую желаниям других людей. Решения, которые я принимаю для меня самого, ничего не стоят.
Я не могу заботиться о себе.
|
Или
родитель |
ребенок |
Мой ребенок отвечает за то, что он делает.
В любой ситуации он сделает так, как будет лучше для него.
Он может принимать решения.
С ним все в порядке.
Я могу доверить ему заботу о самом себе.
Я не знаю, что он сделает в следующий раз, а ведь это так интересно.
|
Я сам отвечаю за свои действия.
Я сделаю так, как мне будет лучше.
Я могу принимать собственные правильные решения.
Со мной все в порядке.
Я могу и буду заботиться о себе.
Я небезразличен моим родителям, и они доверяют тому, что решения, которые я приму, будут правильными.
|
- «Родительская ответственность» - это ответственность родителей за самих себя. Как это ни парадоксально, родители лишь тогда могут начать воспитывать ответственное поведение у своего ребенка, когда каждый научиться отвечать только за свои поступки, а не за поступки другого.
- Ребенок поздно ложиться спать. Если ребенок не лег спать в заранее оговоренное время, то он на следующий день ложится спать раньше - штрафуется ровно на столько, на сколько опоздал в первый день (на 15 минут или на 30 минут).
- Слишком много смотрит телевизор. Нужно оговорить время просмотра программ.
- Не моется. Если, например, не будет мыть руки перед едой, то вы можете отказаться его кормить.
- Небрежно обращается с купленными ему дорогими вещами. Ребенок ждет, что родители возместят испорченные или потерянные им вещи. А вот с этим придется подождать. Именно такая мера позволит сделать ребенка более ответственным.
- Драки между братьями (сестрами). Наказание за драки вводится заранее. Наказывайте обоих одинаково.
- Не убирает в своей комнате. В таком случае введите ответственность ребенка за неубранную комнату. Например, вы можете оговорить, что к нему не смогут приходить друзья, если комната будет в таком виде, так как вам, как хозяйке дома, будет перед ними неудобно.
- Плохо учится. Ваша основная обязанность по отношению к ребенку состоит, вероятно, в том, чтобы предоставлять ему все необходимое для нормальной жизни. Обязанность же вашего ребенка – учиться и готовиться стать взрослым. Если он прекращает обучение, но все еще продолжает ждать поддержки со стороны родителей, ничем не возмещая их помощь, то это и есть иждивенчество. Если ребенок не вносит в дом своей доли в виде учебы, то и вы имеете право отказаться оказывать ему материальную поддержку. А уж разборки с учителями и администрацией – это дело вашего ребенка.
- Договор родителя с ребенком: «Я не собираюсь вмешиваться в твои школьные дела, в то же время есть кое-что, чего я хочу. Я хочу, чтобы во время школьных занятий здесь не было твоих приятелей. Я хочу, чтобы каждый из нас выполнял свои обязанности. Я не хочу содержать иждивенца. Если ты будешь нарушать наш договор, то я, со своей стороны сниму с себя обязанности по заботе о тебе. Я перестану для тебя готовить, стирать и не буду давать тебе денег на каждодневные расходы».
- Если ребенок стал вести себя еще хуже, то тем самым он как бы подталкивает вас к тому, что бы снова взяли в свои руки внешний контроль. (Но в тоже время в ребенке есть нечто, нуждающееся в свободе от этого контроля.Внутренняя потребность принимать собственные решения начинает развиваться примерно между 11-ю и 16-ю годами.) Поговорите с ребенком дружелюбно, укажите на те последствия, которые вы видите, признайте свою беспомощность и одновременно выскажите желание, что следовало бы сделать вашему ребенку: «Я хочу, чтобы ты закончил школу, и я знаю, что не могу контролировать тебя». Можете предложить ему свою помощь, если он захочет.
- ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПО РАЗВИТИЮ САМОУВАЖЕНИЯ И НАСТОЙЧИВОСТИ:
- научитесь удерживать в сознании ваши цели (ваша цель - быть счастливым и видеть, что ваш ребенок – ответственный и порядочный человек)
- постарайтесь сохранять положительное представление о вашем ребенке
-позаботьтесь о равных отношениях (мой ребенок и я -как люди -имеем равные права; мой ребенок отвечает за заботу о своих нуждах и своем счастье, а я несу ответственность за заботу о своих нуждах и своем счастье; наилучший родитель – не раб и не господин, но человек, обладающий теми же правами, что и другие люди; самое лучшее, что я могу дать детям, - это пример того, что вполне приемлемо проявлять заботу о своих собственных чувствах, нуждах и представлениях и быть счастливым)
19. Определите ваши права: право побыть одному, иметь свои собственные отношения с супругом (супругой) и друзьями, на личное время, на уважительное отношения, на равноправные отношения, на тишину и спокойствие, право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, и не содержать кого-то на иждивении
20. Не бойтесь столкновений.
21. Постарайтесь быть открытым – это главное условие установления равноправных отношений с ребенком и благополучного решения проблем, относящихся к перечню событий жизни родителя.
|