Школьная жизнь
Полезные ссылки
Телешко В.А. Общение с ребенком на языке принятия
Общаемся с ребенком на «языке принятия» Мы все хотим взаимопонимания, такого общения, которое приносит позитивные эмоции, удовлетворения. Открытость в общении, поддержка – залог близких, теплых отношений. Иногда, мы, родители, в силу разных причин, бываем недостаточно внимательны или категоричны, слишком уверенны в правоте своей родительской позиции. Психолог Вероника Хлебова – автор статьи «Отношения вместо манипулирования объектом» обращает внимание на то, что мы часто общаемся с ребенком как с объектом, с которым нужно что-то сделать…. С недоделанным объектом, который нужно довести до совершенства: «Я не знаю, что с ним делать… Он плачет – что с ним делать? Он не любит бабушку – что с ним делать? Он ест чипсы, не слышит с первого раза, имеет дурацкие интересы – что с ним делать?....». Ребенок учится общаться в семье, подражая нам, родителям. А нам нужно и важно быть со своим ребенком просто рядом, просто общаться, наблюдать – какой он, рассказывать о себе, переживать что-то вместе, делиться опытом и слушать, как он делится своими переживаниями… Рядом с ребенком можно быть настоящим. Он не ждет идеального родителя. Он ждет взрослого, которому можно довериться. Он естественно и просто входит в отношения, если ему это позволяет родитель. А мы, взрослые, имеем возможность совершенствовать свой навык общения. Ведь продуктивному общению можно научиться, как и любому другому навыку. Существует «ЯЗЫК ПРИНЯТИЯ», когда ребенок (и взрослый тоже) чувствует и понимает, что его ПРИНИМАЮТ. Такое общение связано с переживанием теплых чувств, позволяет быть ближе к своему ребенку, принимать его таким, как он есть, т.е. безусловно. Говорить на «ЯЗЫКЕ ПРИНЯТИЯ» - это значит:
оценка поступка ("Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками") и оценка личности ("Ты очень жадный мальчик").
временный язык ("Сегодня у тебя это задание не получилось") и постоянный язык ("У тебя никогда ничего не получается как следует"). 3.Использовать «принимающий» язык позы и жестов -улыбка, понимающий взгляд, спокойные и открытые жесты, интонации, позы.Разговаривая с ребенком, важно повернуться к нему лицом, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребёнок маленький, можно присесть около него, взять его на руки или на колени, можно слегка притянуть ребёнка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе. Стоит избегать общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря в телевизор или мобильный, читая, сидя, откинувшись на спинку кресла, лёжа на диване и т.д. Положение по отношению к ребенку и ваша поза – первые исамые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Ребёнок любого возраста хорошо «читает» эти сигналы, даже не отдавая себе сознательного отчёта в том. 4.Использовать в речи Я-СООБЩЕНИЯ вместо ТЫ-СООБЩЕНИЙ: ТЫ-СООБЩЕНИЯ часто вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель. Примеры ТЫ-СООБЩЕНИЯ: "ты всегда оставляешь грязь в комнате", "ты никогда не выносишь мусор", "прекрати это делать". Я-СООБЩЕНИЯ позволяют оказывать влияние на ребенка, если нужно изменить его поведение. Позволяют сохранять хорошие отношения. Я-СООБЩЕНИЕ состоит из трех основных частей: 1. Событие (когда..., Если...): Когда я вижу грязные руки, 2.Ваша реакция (я чувствую...): У меня мурашки по спине бегают" 3.Предпочитаемый вами исход (мне хотелось бы, чтобы...; Я предпочел...; Я был бы рад...) Мне бы хотелось, чтобы ты мыл руки перед едой. В общении можно использоваться не полную форму я-сообщения, а укороченную: "мне хотелось бы, чтобы мы договорились о том, кто выносит мусор". Первоочередная цель Я-ВЫСКАЗЫВАНИЙ - не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, свою позицию, свои чувства и потребности; в такой форме другой услышит и поймет их гораздо быстрее. 5.Важно владеть техниками «слушания» - уметь слушать и слышать другого. Слушание разделяют на пассивное, активное и эмпатическое слушание. Активное слушание подразумевает заинтересованное, неравнодушное отношение к собеседнику. Мы как бы транслируем ребенку: «Я слушаю…это интересно…я хочу тебя понять…», задаем уточняющие вопросы, парафразы по типу: «Правильно ли я понял(а), что…?» (активное слушание – это в первую очередь отражение услышанной информации). Пассивное слушание - это минимум ответных реакций, так называемые «угу-поддакивания» («ага», «угу», «да-да», «ну», «я тебя слушаю»), поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак согласия. В состоянии сильного эмоционального возбуждения ребенок не очень хорошо понимает, что ему говорят. Для него в данный момент важно, что его просто слушают. Важно дать ему понять, что он не один, что его слышат, понимают и готовы поддержать. Дело в том, что эмоциональное состояние человека подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает «спускаться», успокаиваться и приходить в себя. Если не пытаться остановить маятник, то, выговорившись, человек успокоиться, и далее можно общаться уже нормально. Важно, чтобы разговор не прерывался, пока человек не остынет. В те моменты, когда человек замолкает, естественным тоном можно задавать уточняющие вопросы типа: «И что он тебе сказал?», «Что ты ответила?» и т.д. Эмпатическое слушание[1] – понимание чувств собеседника и сопереживание ему, ведь говорят, что разделенное горе уменьшается вдвое, а разделенная радость вдвое увеличивается (отражение чувств). Когда ребёнок расстроен, обижен, потерял надежду, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже, когда он очень устал, первое что нужно сделать – это дать понять, что мы, родители, знаем о его переживании (или состоянии), «слышим» его, отражаем, т.е.«возвращаем» ему в беседе то, что он нам поведал, при этом, обозначив его чувства; описываем то, что видим, а не ругаем или критикуем: - Похоже, ты любишь компании; Сын: Он отнял мою машинку! Мама: Ты очень огорчён и рассержен на него. Дочь: Не буду я носить эту уродскую шапку! Мама: Тебе она очень не нравится. Нам привычнее и легче говорить следующее: - Ну, ничего, поиграет и отдаст … - Перестань капризничать, вполне приличная шапка! При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребёнка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребёнку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчёт.Напротив, ответы по способуактивного+эмпатического слушания показывают, что взрослый понял внутреннюю ситуацию ребёнка, готов принять её. Такое буквальное сочувствие взрослого производит на ребёнка совершенно особое впечатление (не менее, а порой гораздо больше влияние оно оказывает и на самого родителя). В беседе с расстроенным или огорчённым ребёнком, желательно, чтобы ответы взрослого звучали в утвердительной форме: Сын: (с мрачным видом) не буду больше водиться с Петей. Родитель: ты на него обиделся. Мы часто в подобных ситуациях задаем вопросы: - А что случилось? - Ты что на него обиделся? Первая фраза более удачна, потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчение, фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия. Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительная, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос «Что случилось?» огорчённый ребёнок отвечает «Ничего!», а если вы скажите «Что-то случилось…», то ребёнку бывает легче начать рассказ о случившемся. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой своей реплики лучше всего помолчать - это время принадлежит ребенку, не стоит его забивать своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может быть он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его взгляд обращен не нас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то лучше помолчать – в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа. Конечно, может случиться, что не получилось точно угадать событие или чувство ребёнка. Ничего страшного в этом нет, он в следующей фразе уточнит свое переживание. А нам останется только это принять и посочувствовать ему. Общаясь с ребенком, важно делиться и своими чувствами и переживаниями. Уже маленькому ребенку можно сообщать о своих чувствах: «Мама грустит!», а также о своих границах: «Мама отдыхает! А ты пока играешь с няней». Положительный эффект от ТАКОГО общения будет обязательно! (проверено на собственном опыте)
В итоге – больше положительных эмоций и удовлетворения от общения. Ребенок получает конструктивный опыт взаимоотношений, что имеет огромное влияние на становление его личности, на его самопринятие, общение с другими. Ребенок, который получил доброжелательное отражение, знает – какой он, и принимает себя. Его не так-то легко одурачить тем, что кто-то назовет его плохим. Ребенок, рядом с которым были ответственные родители, на власть которых он мог опереться, ощущает базовое доверие к миру. Мое глубокое убеждение, что один из самых главных навыков в жизни – это умение общаться. Переживать близкие, доверительные, теплые моменты со своим ребенком - так важно для нас самих. Стремиться к этому, учиться этому никогда не поздно.
[1]В литературе не всегда разделяют активное и эмпатическое слушание, чаще употребляется термин «активное слушание».
|