Анюхина Н.Н. «Использование кейс-технологий в начальной школе»

View the embedded image gallery online at:
https://school31.edummr.ru/index.php/en/metodicheskaya-kopilka/3471-anyukhina-n-n-ispolzovanie-kejs-tekhnologij-v-nachalnoj-shkole?print=1&tmpl=component#sigFreeIdefc92041e8

 Тема выступления

на научно – практической конференции:

Использование кейс - технологий в начальной школе

Слайд №1, №2, №3         «Знание, полученное человеком в готовом виде,

 менее ценно для него и поэтому не так долговечно,

как продукт собственного мышления».

Сократ

 

          В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было спокойно прожить всю жизнь.  В современной жизни этот принцип передачи знаний уже неэффективен. Главным становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем.

       Для достижения новых результатов образования необходимо использовать новые , более эффективные методы.

       Федеративный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует сегодня на использование в образовательном процессе современных технологий деятельностного  подхода.  Наиболее актуальными становятся технологии: Слайд №4

Одним из новых технологий обучения деятельностного типа является  проблемно – ситуативное обучение с использованием кейсов. В настоящее время внедрение учебных кейсов в российском образовании является актуальным.

 Слайд №5   Само понятие «КЕЙС –технология» зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США) в начале 20 века. В России кейс- технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В переводе  «Case» -  портфель, чемоданчик. Кейс- технология – это система методов и приёмов, основанная на решении конкретных проблем, задач- ситуаций (кейсов).  Как правило, кейс состоит из трёх частей: слайд №6

 

В.Н.Птицын писал: слайд №7

« Традиционное образование готовит знающего человека, умеющего найти выход из ситуации на основе прошлого».

    Интерактивное обучение готовит знающего и опытного человека, который знает, как справиться с настоящим.

Кейс –метод (или обучение на конкретном примере) готовит мудрого человека, умеющего предвидеть будущее и вести себя так, чтобы это будущее работало на него»

  Кейс – технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя – это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

 Виды  кейсов:     слайд №8

 

       Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.  Итоги работы можно представить как в устной, так и в письменной форме. В последнее время очень активно используется мультимедийное представление результатов. Знакомство с кейсами может происходить как на уроке, так и заранее в виде домашнего задания. ( Учитель может создавать собственные кейсы и использовать готовые кейсы).  Кейсы можно представлять в различной форме: от одной страницы до нескольких. В зависимости от уровня класса Кейсы заготавливать только в печатном виде, допустимо наличие фото, таблиц, диаграмм, что делает материал более доступным для обучающихся.

Обучение при помощи кейс- технологии является сложным процессом, не поддаётся единому алгоритму в работе.  Тем более, что творческие действия алгоритмизировать не возможно.

Алгоритм работы с кейсом:        Слайд №9

 

Методы кейс- технологии:         слайд №10

 

Метод инцидентов.

Особенность этого метода заключается в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.

В своей практике я начала использование кейс- технологии со 2 класса, когда обучающиеся более менее могут уже формулировать тему, цели урока, анализировать ситуацию, участвовать  в дискуссии.  Начала я её использование на уроках лит.чтения, окружающего мира, во внеурочной деятельности.

Слайд №11  Учебник «Лит.чтение 2 класс». Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012

 Русская народная сказка

«Петушок и бобовое зёрнышко».

 

Жили- были петушок и курочка. Петушок всё торопился а курочка знай себе приговаривает:

- Петя, не торопись. Петя, не торопись.

  Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился.

  Подавился и не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.

Вопросы к отрывку:

- В чём заключается проблема? Почему она возникла?

- Какие способы решения проблемы Вы можете предложить?

- Какой способ предложен в сказке?

Слайд №12  Или: отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Правда всего дороже». Учебник лит.чт. 2класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, 2012

     Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

Отец пришёл и спросил :

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

Отец сказал:

-Спасибо, что правду сказал.

 

Вопросы к отрывку:

- В чём заключается проблема?

-Приходилось ли Вам бывать в данной ситуации? Каким был Ваш выход из неё?

- Как чувствует себя человек в данной ситуации?

- Как ты оцениваешь данную ситуацию и выход из неё, изложенный в отрывке?

- Оцени ситуацию с нравственной точки зрения.

- Какие качества личности мальчика раскрываются в данной ситуации?

 

Но! При использовании кейс – технологии в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данной технологии:

Важным является формирование ценностей, жизненных установок обучающихся.

 

Слайд №13   Достоинства использования кейс – технологии для обучающихся:

Формы оценивания при использовании кейс –технологии:

 

Слайд №14   Также можно использовать оценочные листы:

 

Критерии Баллы
Активность 20
Чёткость изложения  материала 15
Быстрота выполнения задания 10
Отбор информации 10
Ведение дискуссии 15
Итого:  

 

   Из всего вышесказанного можно сделать вывод , что использование кейс- технологии в обучении в начальной школе не решит всех проблем, и не должно стать самоцелью. Но учитель должен в первую очередь учитывать цели и задачи каждого урока, индивидуальные возможности класса и каждого обучающегося в отдельности.  Результат будет очевиден при умелом сочетании учителем традиционных и интерактивных технологий в обучении, когда они дополняют друг друга.  Кейс- метод – это эффективный метод повышения качества образования и успешного внедрения ФГОС.

Слайд №15, №16