Топашян А.Э. «Воспитание духовности на основе нравственной ценности традиционных религий»

 Доклад РМО учителей МХК, ДКП и музыки на тему: «Воспитание духовности на основе нравственной ценности традиционных религий».

View the embedded image gallery online at:
https://school31.edummr.ru/index.php/ru/metodicheskaya-kopilka/3731-topashyan-a-e-vospitanie-dukhovnosti-na-osnove-nravstvennoj-tsennosti-traditsionnykh-religij?print=1&tmpl=component#sigFreeId54cb7e26f0
 

Слайд №1

Уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной из едва ли не самых важных тем в педагогике – о духовно–нравственном воспитании подрастающего поколения. Спор отцов и детей вечный, и каждое приходящее поколение считает, что дети и подростки, увы, уже не те.

К сожалению и нам как родителям, как учителям не раз приходилось констатировать падение нравов у подрастающего поколения. После сложных 1990-х и 2000-х, когда многие заботились в первую очередь о выживании; после атеистических советских лет, когда пошатнулись основы не только духовности, но и традиционных семейных ценностей, мы получили в результате весьма меркантильных, циничных подростков, которые отдаленно представляют что такое хорошо, и что такое плохо.

Однако, безвыходных ситуаций не бывает. И с этими детьми можно и нужно работать, можно находить пути к их душам, можно достучаться и до их сердец. Я очень люблю повторять пословицу «Вода камень точит». Да, я абсолютно искренне считаю, что если не отмахиваться от проблем наших детей, не считать их безнадежными, приводить примеры из собственной жизни, делиться своим опытом и наблюдениями, больше времени уделять беседам с ними, то потихоньку, малыми шажками дойдем до их сердец.

 Слайд №2

Я думаю излишне напоминать, что с момента распространения христианства на Руси, именно христианские нормы морали стали диктовать основной уклад семейной жизни русских людей. Запрет на добрачные отношения, уважительное отношение к родителям, вплоть до обращения на Вы, осуждение супружеских измен, разводов, стремление к большим патриархальным семьям – это то, что было нормой на Руси, начиная с Х и до начала ХХ веков. Однако, как я уже выше отметила, атеистическое прошлое не только подорвало духовные ценности нескольких поколений, но и пошатнуло традиционные семейные ценности, характерные для русских семей.  А ведь ребёнок является совокупностью того, что он видит дома, в окружении, в социуме. Но всё же на первом месте стоит семья. И в зависимости от того, какие основы и традиции заложены в семье, он и транслирует своё поведение в обществе.

 Слайд №3

Необходимо отметить, что не во всех советских государствах “тяжёлая рука” атеизма сумела разрушить традиционные семейные и религиозные устои. Как вы понимаете, я армянка, но вот уже на протяжении 24 лет живу в России. Но детство моё прошло в Армении, и я вполне успела подпитаться культурой этого небольшого, но столь древнего народа. Я прочла много исследований иностранных арменоведов, таких, как  итальянец Джованни Гуайта, англичанин Дэвид Лэнг, грек Мицос Александропулос, немка Магда Нейман, российский писатель и драматург Ким Бакши, которые задаются самым важным и сложным для себя вопросом: как же так получилось, что армяне, будучи на арене мировой истории в одно и то же время с такими народами, как лидийцы, мидяне, финикийцы, персы и другие, не растратили свой потенциал как народ, но и смогли сохранить свою веру, язык и традиции, несмотря на вечную угрозу полного уничтожения. А ответ вполне очевиден. Армяне, в какой бы ситуации не находились, словно за маяк держатся за свою религию, не забывают языка, и чтят традиции.

 Слайд №4

О том, как армяне в основе своей умеют чтить своих стариков, с каким уважением относятся к взрослым, как любят своих детей, думаю, многие из вас не раз имели возможность видеть. Я же хотела бы остановиться на таком факторе армянской самобытности, как религия.

Во все времена церковь для армян была не просто местом отправлениякульта, проведения божественного ритуала, но и являлась символом общего армянского дома, куда приходят помолиться, воздать благодарность Богу, встретиться с соседями, сородичами, где можно познакомиться, обсудить многие проблемы, связанные с армянским миром.

Чтобы убедиться в том, что на протяжении веков ничего не изменилось, стоит в любой выходной день заглянуть в Армянскую Апостольскую Церковь Кафедральный Собор Св. Преображения Господня в Москве, где церковный двор бывает полон прихожанами. Родители, не взирая  на отдаленность от Родины, приучают своих детей к национальному самосознанию, к пониманию своих корней, прививают мысль, что несмотря на быстро меняющийся мир надо чтить традиции, надо уважительно относиться к взрослым.

Я на протяжении двух лет преподаю «Духовное краеведение Подмосковья» в МБОУ СОШ №31 г. Мытищи. Каждый, кто работал по этому предмету, знает, насколько трудно протекает объяснение нового материала. Постоянно приходиться преодолевать барьер, выражающийся  в убежденности едва ли не 80 – 90% класса в том, что Бога нет, что всё это ненужные нравоучения, мешающие сильным людям строить своё блестящее будущее. Стоит огромных усилий для начала объяснить, что  русскую  культуру невозможно понять без осознания её соборности, которая в свою очередь сложилась на почве христианской морали.

В каждом классе лишь 2-3 ученика хотя бы иногда посещают церковь, или имеют хоть какие-то представления об основных понятиях христианства. Получше обстоит дело с учениками мусульманами, которые больше вовлечены в мир своей религии. Хотя признаюсь, что для меня всё равно стал откровением тот факт, что дети мусульмане не всегда могут назвать главные святыни мусульман, не всегда могут объяснить, почему ислам запрещает изображение живых существ и т.д. О чём этот говорит? Глобализация, отход от традиций,  по крайней мере не сильное акцентирование, не чуждо и для мусульманского мира.

И как ни странно, чаще всего именно армянские дети всегда ответят на вопрос о том, когда армяне официально стали христианским государством, знают многие страницы из истории армянского народа, чаще других посещают церковь, и весьма недурно разбираются в церковных обрядах, символах веры и т.д. А ведь большинство из них родились за пределами исторической родины. О чём это говорит? О том, что у армян сильны традиции. И это неплохой ориентир для нас, современного общества потребителей.

 Слайд №5

Если заглянуть в Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, то там найдём следующую трактовку понятия традиция: «Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Но ведь эти идеи, взгляды, вкусы, образ действий и обычаи необходимо воспитывать в детях.

 Слайд №6

Мне очень нравится, как объясняет значение слова ''воспитание'' русский философ Алексей Степанович Хомяков: «Воспитание есть попечительная деятельность, посредством которой одно поколение приуготавливает следующее за ним к деятельности на историческом поприще отцов».

Итак, исходя из этого можно сказать, что наша с вами задача приуготовлять хотя бы тех детей, с которыми волею судеб свела нас жизнь. В рамках подготовки к данному выступлению я попросила восьмиклассников написать небольшое эссе на тему «Моё понимание нравственности и духовности». С учётом того, что у меня учатся четыре параллели восьмых классов, то приблизительно 100 детей выразили свое мнение по этому поводу. Знаете, меня порадовал тот факт, что по крайней мере никто не стал иронизировать над этими понятиями, не стал говорить об устарелости понятий нравственность и духовность. Встревожило то, что где-то 50% детей вообще затруднялись сперва ответить на вопрос, что такое духовность и нравственность. Здесь уже я приходила на помощь, объясняя, что нравственность – это система норм, проявляющаяся в нашем отношении к окружающему миру. Например, учтивость и вежливость как проявление духовной личности, выражается в отношении к другим.

Перед учениками я поставила еще одну задачу: в конце эссе высказать свою точку зрения относительно того, каким они считают наше современное общество – нравственным или безнравственным? Удивительно, что практически все осознают тот факт, что нравственные ориентиры пошатнулись в современном мире, что на первом месте материальные интересы, что духовность воспринимается как признак слабости. Приведу всего два примера из работ учеников. Пишет ученица 8 класса Дарменова Элина: «…без нравственности и духовности мы будем потеряны. Потеряны морально». А её одноклассница Лидяева Анастасия считает, что «в наше время люди перестали понимать, что такое нравственность. Именно поэтому сейчас идет различная “пропаганда” нравственности и духовности». И здесь мы с ними выходим на разговор о том, что и в наше время не все безнадежно, что все чаще мы слышим о случаях безвозмездной помощи друг другу, о бесчисленных  волонтерах, готовых просто так, без всякого ожидания материального вознаграждения прийти на помощь другому человеку.

 Слайд № 7

Как же понять, как правильно относиться к окружающим нас людям? Где тот самый ориентир? Здесь я всегда привожу главную моральную константу христианства: «Не делай другому того, что не желаешь себе»!

Касаясь же духовности, мы с ребятами проговариваем, что  это и есть стержень человека, его внутреннее я, то, что на первый взгляд сокрыто от посторонних глаз. Называем главные духовные ценности, такие, как милосердие, любовь, терпение, целомудрие, чистоту помыслов.

 Слайд № 8

На своих уроках я часто повторяю ребятам, что в религии нет ничего плохого, не надо сразу открещиваться от нее, приписывать себя к атеистам, толком не разобравшись в этих понятиях. Что все религии, по-сути, учат одному – Любви! И что ничего зазорного нет в том, если они хотя бы прислушаются к тем вечным истинам, которым учит церковь и религия.

Итак, подытоживая  всё сказанное, ещё раз вкратце резюмирую то, к каким выводам я сама пришла в своей педагогической практике.

  1. С детьми можно и нужно говорить о морали и духовности. Безнадежных детей нет. Любовь, терпение, готовность услышать их и понять могут совершить переворот в их душах. И здесь я не голословна, на практике есть такие примеры. Да, это отнимает много душевных сил, но ведь учитель – это не работа, а призвание, зов души.
  2. Традиционные религии, опыт малых народов, крепко связанных со своими традициями, как фактора выживания, также является неплохим ориентиром.
  3. Обращение к главным догмам христианства, или, по крайней мере, проговаривание и объяснение 10 заповедей, не является излишним. Но делать это надо без нажима, без морализирования. И здесь всё зависит от личности учителя. Как построить разговор, чтобы быть понятой подростками – бунтарями? Ну а это уже учительское таинство.

 Слайд №9

Уважаемые коллеги, завершу своё выступление словами Аристотеля, тем самым ещё раз подчёркивая то, насколько велика наша роль в формировании подрастающего поколения, даже если хотите в закладке и возрождении духовно и нравственно верно сориентированных традиций. Аристотель говорил: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам жизнь, а другие – добрую жизнь.

 Слайд №10   Спасибо за внимание!