Нищик О.П. Роскошь человеческого общения

Category: Психология и педагогика

Публичная лекция

учителя начальных классов МБОУ СОШ №31

Нищик Оксаны Петровны

 

Самая большая на Земле роскошь – это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

 

Как стремительно развивается сегодня мир. Современный ребенок уже обгоняет своих родителей по умению справляться с многообразием информационных технологий. Родители заняты бесконечным зарабатыванием денег, а дети?  Они предоставлены сами себе. Как часто вы видите детей играющих во дворах?

Вспомните свое детство… Как дружно всей семьей мы ходили на демонстрации, субботники, спортивные соревнования. А праздники не были грандиозными застольями с изысканными деликатесами, а были местом веселого и плодотворного общения детей и взрослых разных поколений. А еще в каждом дворе была своя детская компания. Как шумно и весело играли мы в казаки-разбойники, палочки, прятки, дочки-матери, вместе ходили на речку, в походы, в кино. А домой мы забегали только схватить бутерброд и снова бежали во двор. А вспомните игры своего детства? Я очень любила подвижные игры: «Горелки», «12 палочек»,  «Прятки», «Резиночка». А во дворах всегда были взрослые - бабушки, дедушки, которые подсказывали, помогали, а иногда разрешали наши споры. Еще Лев Семёнович Выгодский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребёнка. Он указывал на необходимости помощи ребёнку в решении проблем, возникающих в его развитии. Роль взрослого в детской игре может меняться в зависимости от ситуации. Он может быть организатором, инициатором, партнёром, помощником, посредником и просто наблюдателем.

В какие игры играют наши дети? Расскажу из моих наблюдений. Ещё 10-15 лет назад учителям не нужно было организованно обучать школьников играм на перемене. Ребята умели не только с лёгкостью объяснять правила игры, вовлекать ребят из других классов, но изменять условия, дополнять события, т. е. проявлять творчество в самой игре. Современные дети не только не могут организовать игру, но и не проявляют желания научиться новым играм. Часть детей отказываются играть сразу, не услышав названия и не узнав правил. Других - игра завлекает лишь на короткое время. Находятся и те, кто не подчиняется правилам игры вовсе. Есть большие группы детей занятых обменом наклеек и карточек полюбившихся мультяшных героев. Но ведь современные дети не менее подвижны, чем те, что учились раньше. Что сегодня произошло? Почему дети перестали играть в совместные игры?

А причин предостаточно.

 Во-первых, современные родители не умеют и не хотят общаться со своими детьми – они все время на работе, они хотят посмотреть любимые сериалы, пообщаться по телефону... они постоянно заняты... для своего ребенка.

Во-вторых не все дети перед школой посещают детский сад, где они могли бы научиться общаться со взрослыми  и сверстниками.

В-третьих, опасная социальная среда. Не каждая мама сегодня отпустит поиграть своё дитя одного на улицу.

 В-четвёртых, современные компьютерные игры увлекают ребят своим разнообразием, безграничными возможностями. В такой игре ребенок чувствует себя хозяином положения: может начать и закончить игру, когда вздумается, может быть супергероем, крутым парнем без всяких на то усилий и разбитых коленок. В этот же набор причин можно отнести и стремление родителей развивать ребёнка как можно раньше. Например, нагружая чадо всевозможными занятиями. А время на игры и общение уже не остаётся.

По данным статистики большинство семей имеют по одному ребёнку, либо разница между детьми составляет более 10 лет. Большая разница в возрасте приводит к отсутствию общения между детьми, разница в интересах очевидна. И в семье, где двое детей, каждый ребенок, по сути, одинок.

Максимальное общение родителей с ребёнком составляет от 15 до 30 минут в день.

Большая редкость, когда гостями в доме являются не друзья родителей, а друзья ребёнка. А ещё, дети остаются одни за закрытыми дверями, в лучшем случае,  с дорогими игрушками и компьютером.

Сегодня дети идут в школу не для того чтобы учиться, главное для большинства из них - общение со сверстниками. Есть те, которые приходят в школу за час до занятий, а после школы не хотят идти домой.

Психологи имеют веские причины для опасения за современных детей. Все чаще в службу экстренной психологической помощи звонят дети, и главная причина - одиночество, дефицит общения.

А сколько непроигранных в детстве воображаемых ситуаций, не заданных вопросов и не полученных на них ответов приводят детей к страхам и разного рода боязням.

А общаемся ли мы со своими детьми?

На одном из родительских собраний в анкете был задан такой вопрос:  «Какие традиции существуют в вашей семье?». Из 25 родителей 88% ответили «семейные праздники», 20%  «совместный досуг» (прогулки, походы, поездки на дачу), 12% - «чтения в кругу семьи».

На следующем родительском собрании были сообщены результаты анкеты. А затем зачитано одно из писем академика Д.С.Лихачёва под названием «Быть вместе», которое начиналось так «Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры». А потом была дискуссия. Вспоминали свое детство и те игры, в которые играли во дворах и дома. Как ходили в гости друг к другу, собирались за одним столом, играли в лото и шашки, разговаривали и как не хотелось домой. Большинство родителей признались, что ссылаясь на усталость и занятость,  взрослые постепенно теряют контакты с детьми, теряют минуты весёлого дружеского общения.

После выходных, в понедельник, дети с неподдельным восторгом говорили,  как вместе с родителями играли в лото, в шахматы, в города. И как в это время горели детские глаза.

Дети любят, когда взрослые принимают участие в игре, потому что в этом случае они ощущают, что их воспринимают всерьез. Они интуитивно чувствуют, что играющий с ними взрослый достоин доверия, игра помогает ребенку и взрослому обрести гармонию общения.

Творческие сюжетные игры развивают у ребёнка воображение и способность проигрывать в уме разные варианты развития событий, способность понимать других людей и мотивы их поведения, умение гибко менять своё поведение при изменении ситуации. Если ребёнок достигает этого уровня, у него появляется психологическая основа для успешного проживания сложных жизненных ситуаций - ситуаций выбора и неудач, конфликтов и кризисов.

Игры с родителями – неотъемлемая часть развития детей. Польза от этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения, совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детейи родителей.

Так общение – это роскошь?

Но, увы, современный ребёнок, испытывающий дефицит общения, очень уязвим. В природе образовавшаяся пустота непременно должна чем- то заполниться.

А чем же может заполниться пустота человеческого общения?

Ребенок вынужден искать общение в интернете, чаты захватывают детей в свои сети, компьютерные сетевые игры учат убивать, притупляют чувства, ребенок становится нервным, агрессивным и не различает реальный и виртуальный мир.

Ребёнок, испытывающий дефицит общения, достаточно быстро забывает о всех предостережениях и легко поддаётся на различные уловки мошенников и асоциальных людей, которые в свою очередь понимают и знают как и чем можно завлечь ребёнка. В последние годы количество различных сект многократно увеличилось. Чаще всего в их сети попадают одинокие люди, в основном пожилые люди и совсем молодые.

С начальных классов педагоги предупреждают школьников быть осторожными, не общаться с незнакомыми людьми, не поддаваться вредным привычкам- курению, алкоголю, наркотикам. Каждый ребенок знает, что это плохо! Тогда откуда в нашем обществе столько зависимых людей, безвольных людей! Одна из причин этого отсутствие позитивного общения в семье!

Так общение – это роскошь?