Школьная жизнь

Ефремова Т.С. «Формы и методы работы с детьми «группы риска»

                                       «Формы и методы  работы с детьми  «группы риска»

 

Детство, как почва, в которую падают семена.

Они крохотные, их не видно, но они есть.

Потом они начинают прорастать…

Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

некоторые – хлебными колосьями,

некоторые - злым чертополохом.

В. Солоухин «Камешки на ладони»

 

 

К сожалению, мы часто слышим такое понятие как «дети группы риска».

Но что это такое? Что оно означает?

Отвечая на этот вопрос, мы представляем себе детей , которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики.

То есть, детей, чьё поведение не соответствует, отклоняется от общепринятых норм поведения в обществе.

Такое отклоняющееся поведение по-другому называется  девиантным .

- Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?

  По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

 

Выделяют три формы девиантного поведения:

Антисоциальное поведение

Асоциальное поведение

Аутодеструктивное поведение

 

- Рассмотрим конкретно каждую из этих форм.

Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

 

-  Какие поступки являются антисоциальными?

 

Насилие над  младшими и слабыми сверстниками, животными;

Воровство;

Мелкое хулиганство;

Вандализм;

Порча чужого имущества;

Торговля наркотиками.

 

 Асоциальное поведение – уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений.

 

 Какие поступки являются асоциальными?

 

Побеги из дома;

Систематические пропуски в школе;

Агрессивное поведение;

Ложь;

Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

Ненормативная лексика.

 

 Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

 

Какие поступки являются аутодеструктивными?

 

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

Вскрытие вен;

Алкоголизм;

Суицид;

Беспорядочные половые связи.

 

 Перед вами ситуации. Вам необходимо соотнести их с формами девиантного поведения, определить, к какой группе они относятся.

- После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия – асоциальное поведение).

 

- Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие – Антисоциальное поведение).

 

- Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания – аутодеструктивное поведение).

 

 

- Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

 

Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

 

 

Когда ребенка не замечают в семье … .

Когда ребенка не принимают сверстники… .

Когда ребенка не понимают учителя … .

Когда он перестает верить в себя… .

Когда он становится никому не нужен,…что происходит с его душой?

 

Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

 

- Какие  факторы риска  подталкивают  ребенка на отклоняющееся поведение.

 

Семья

Наследственность

Проблемы в подростковом возрасте

Отсутствие прочных социальных связей.

 

А)

- Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.

 

 Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.

 

Б)

- Также, причиной формирования девиантного поведения у детей и подростков являются нарушения в физическом и психологическом здоровье ( конституционная предрасположенность) – это:

 

- Поражение нервной системы при родах;

- Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии;

- Физические дефекты;

- Наследственность – рождение от наркомана или алкоголика.

 

В)

- Систематически накапливающиеся, как снежный ком, проблемы подросткового возраста также накладывают свой отпечаток на поведение таких детей, создают благоприятные условия для изоляции ребенка от нормального коллектива и вступлению его в антиобщественные группы сверстников.

 

- Действительно, подростковый период – самый сложный, самый критический из всех возрастов. Это период полового созревания, в котором подросток плохо контролирует свои эмоции из-за выброса гормонов, период осознания себя как личности, когда ребенок сравнивает себя с другими, это период отчуждения от взрослых и поиск себя в группе сверстников.

 

Большинство проблем подросткового возраста возникают в области межличностного общения, связанных с учебой и взаимоотношениями со сверстниками. Подростки направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения, чтобы найти в нем поддержку. Но не всегда ребенка принимают сверстники.

 

Отсюда возникает:

- Конфликтное отвержение со стороны сверстников;

- Вымогательства денег, давление, шантаж;

- Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения;

- Принуждение совершать поступки против воли.

 

 

Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни ребенка толкают его на деструктивное поведение.

 

К сожалению, часто, мы – взрослые  не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными. Где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Но для того, чтобы  «воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях» - так говорил в свое время  К.Д.Ушинский.

Какова же роль педагогов и родителей? В профилактической работе. Профилактика заключается не в избежание конфликтных ситуаций – это невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. Нужно очень хорошо разбираться, что именно травмирует ребенка.

 

Итак, что должны знать взрослые о работе с такими детьми?

 

МЫ должены знать:

Формы отклоняющегося поведения, говоря другими словами, основные линии нарушений;

Факторы риска, формирующие девиантное поведение;

Причины отклонений, т.е. что или кто оказывает на ребенка пагубное влияние.

 

Сейчас мы рассмотрим  методы воздействия и помощи девиантному ребенку.

 

 Основные направления работы с девиантными детьми.

 

Нарушения в обучении:

 

Оказание учителями  индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.

 

В первую очередь мы используем  диагностику, наблюдения, беседы с учителями, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.

 

Нарушения в поведении:

 

Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком.

При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.

 

Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения:

 

Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.

 

Создание комфортных условий ребенку в коллективе:

 

Чаще совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае, возможно, использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.

 

Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха. Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.

 

Это происходит тогда, когда на помощь подростку приходят окружающие, в первую очередь школа и детский коллектив. Активная коллективная деятельность помогает удовлетворить ребенку потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, помогает найти признание, самоутвердиться. Только тогда меняется самосознание. Поэтому наша задача - формировать в ребенке устойчивое позитивное представление о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха, вырабатывать навыки ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; через развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя.

 

Кроме того, мы должны научить его вести Здоровый Образ Жизни, чтобы чувствовать себя уверенным, здоровым и сильным, умеющим справиться с любой ситуацией самостоятельно.

 

Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

 

В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.

 

«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха.

 

В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – психологом, соц. педагогом, участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителями церкви и т.д.

 

          - Для того чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий,который поможет привести в систему работу с детьми такой категории .

 

Алгоритм действий:

- Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка);

- Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты;

- Анализ полученных данных;

- Выявление причин отклонений

- Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

- Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса;

- Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия;

- Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.

 

До свидания!

 

Ефремова Т.С, учитель начальных классов

 

АНОНС

Вход в Школьный портал

С 1.09.2019 авторизация в системе «Школьный портал» для обучающихся старше 14 лет и для ВСЕХ родителей будет возможна только с помощью учетной записи ЕСИА, рекомендуем заранее зарегистрировать и подтвердить учетную запись ЕСИА и использовать ее для входа в систему «Школьный портал». Подробнее...

Лента новостей

Памятки «Безопасность летом!»

Уважаемые родители! Вашей обязанностью является проговорить детям об опасных ситуациях, возникающих летом. Счастливого и безопасного отдыха вам и вашим детям! Памятки...

 

2019г. Учащимся и родителям о Цифровом портфолио

Подробнее с памяткой заполнения...

 

2019г., июнь. Инструкция для записи в кружки организаций дополнительного образования (ДЮЦ «Солнечный круг»)

Подробнее...

 

2019г., 25 июня. Выпускной 9-ых классов

Подробнее с видео...

 

2019г., июнь. Участие в соревнованиях по плаванию

И в каникулы спортсмены из секции по плаванию школы №31 совмещают отдых с соревнованиями. Последние материалы:

2019г., 23-25 июня. Соревнования по плаванию в г. Санкт-Петербург

2019г., 2 июня. Соревнования по плаванию «Кубок Олимпа», 2 этап, г. Хотьково

2019г., 25 мая. Соревнования по плаванию «Хочу в спортсмены» (г. Хотьково)

 

2019г., июнь. Видеосюжет о выпускном 11 класса

Подробнее...

 

Приглашаем ваших детей на бесплатный курс «Как снять кино» (Проект МЭО)

Лето – отличное время для того, чтобы учиться, особенно если для этого не нужно никуда ехать. Проект Ассоциации Школ Мобильного Электронного Образования - о работе в кино. 

На вебинарах дети узнают:

- как писать сценарии;
- как снимать и монтировать своё кино;
- из чего состоит структура сценария;
- какие бывают жанры кино;
- какую технику выбрать.

Подробнее...

 

2019г., июнь. Обращение к выпускникам губернатора МО

Губернатор Московской области Андрей Юрьевич Воробьев поздравляет выпускников с окончанием школы. Подробнее... 

 

2019г., 20 июня. Выпускной 11 классов

Это особый долгожданный день, что не теряется на длинной жизненной дороге, всегда светится теплым огоньком, сжимает сердце воспоминаниями детства. Подробнее...

 

Шигапов Андрей (3д) - победитель IV Международного турнира по ментальной арифметике

На IV Международном турнире по ментальной арифметике, который проходил 1-2 июня 2019 года в г. Санкт-Петрбург,  Шигапов Андрей (3д) стал победителем в своей возрастной номинации. Поздравляем!  Подробнее...

 

2019г., июнь. Об участии Ефремова Артема в программе «Океанавтика» (ВДЦ «Орленок»)

Об участии в проекте Русского Географического Общества. Подробнее...