Школьная жизнь

Телешко В.А. Десятиклассник. Особенности адаптации. Помощь родителей

             Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.

              Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив,  оказываются в новом для себя обществе сверстников и учителей.                  

               Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников.   Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
              Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений).
             В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» — неуспевающим. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
                Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего, надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно». Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

                Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.
Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
              Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
               Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до одури!.. » и т.д. и т.п.
                  Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
                 Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.  Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

                 В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.
                 Первый шаг — выбрать учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.
                 Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу.

                 Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.               
                  Именно в десятом классе важно определиться с выбором будущих экзаменов, с направлениями профподготовки.  В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам.

По материалам газеты "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 20/2003.

 

 

Лента новостей

2019г., 15 февраля. Военизированная эстафета «Тропа разведчика» (5ю, 6ю)

В соревнованиях приняли участие 9 команд из юнармейских классов и их родителей. Подробнее...

 

2019г., февраль. Призеры в вокальном конкурсе «Музыкальное детство», проходящем в г.о. Бронницы

Учащиеся 7а класса Рустамов Гасан и Рустамов Гусейн под руководством учителя музыки Дёминой И.К. успешно выступили как эстрадный ансамбль в Межзональном Открытом конкурсе «Музыкальное детство», (старшая группа), проходившим в г.о. Бронницы Московской области. Коллектив стал лауреатом III степени в старшей возрастной группе. Поздравляем! Подробнее...

 

2019г., 18-22 февраля. Методическая неделя классных руководителей

Подробнее...

 

2018г., февраль. Мероприятия в рамках РИП

2019г., 14 февраля. Мастер-класс по химии

2019г., февраль. Занятия по наборам для работы с одноплатными микропроцессорами

 

2019г., до 21 апреля. Международный конкурс компьютерного творчества КОТ

Приглашаем к участию в Международном конкурсе компьютерного творчества «КОТ» (ЦКТ).

Темы этого года:
-Параллельные миры,
-Театральные измерения

Номинации конкурса:

-Компьютерная графика
-Мультимедийный ролик
-3D моделирование и анимация

Придумывайте свои оригинальные идеи и воплощайте их!

Подробнее...

 

2019г., 4-8 февраля. Неделя истории и обществознания. Баллада о русском воинстве

Заключительным мероприятием недели истории стала историческая литературно-музыкальная композиция «Баллада о русском воинстве» под руководством Галочкина М.В. Подробнее с видео...

 

2019г., 15 февраля. Единый экологический урок по раздельному сбору мусора

15 февраля 2019 года в нашей школе прошел Единый экологический урок по раздельному сбору отходов. Подробнее...

 

2019г., 14 февраля. Экскурсия в Третьяковскую галерею (3б, 3в)

Увидеть оригиналы полотен, по которым писались сочинения, и не только смогли учащиеся 3б и 3в классов. Подробнее...

 

2019г., январь-февраль. Конкурсы «Пользователь-2019» (ЦКТ)

Поздравляем! Турок Григорий и Чиняева Алина стали победителями конкурса «Пользователь-2019» (ЦКТ). Ченосова Арина и Кочерова Владислава - призеры конкурса. Подробнее...

 

2018г., 12 февраля. Экскурсия в Музей образования (1д)

1д класс делится впечатлениями, как им удалось побывать на уроке чистописания в 19 веке, посидеть за партой, которой более 130 лет и узнать еще много интересного вместе со сказочными героями. Подробнее...