Школьная жизнь

Телешко В.А. Десятиклассник. Особенности адаптации. Помощь родителей

             Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.

              Как правило, старшеклассники попадают в новый коллектив,  оказываются в новом для себя обществе сверстников и учителей.                  

               Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников.   Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
              Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений).
             В десятом классе происходит резкая смена критериев оценки знаний учащихся. Слабоуспевающие ученики обычно покидают школу после девятого класса, требования педагогов увеличиваются, изучаемый материал усложняется. Поэтому родители десятиклассников должны быть готовы к тому, что учащийся, имевший отличные оценки, в старших классах может стать средним или даже слабым учеником, а бывший твердый «четверочник» — неуспевающим. Плохие отметки (с точки зрения самого учащегося, т.е. более низкие, чем он привык получать) могут привести не только к понижению самооценки, но и к изменениям в поведении ребенка: он может стать подавленным и замкнутым или, наоборот, злобным и агрессивным.
                Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого, прежде всего, надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно». Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.

                Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.
Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
              Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
               Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с плеером или болтаешь по телефону до одури!.. » и т.д. и т.п.
                  Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
                 Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.  Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.

                 В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.
                 Первый шаг — выбрать учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы и экзамены проходят в разное время. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.
                 Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу.

                 Родители и педагоги обычно в состоянии оценить знания ребенка по тому или иному предмету, необходимому для поступления в вуз. По самому «хромающему» из них надо начинать подготовку именно в десятом классе.               
                  Именно в десятом классе важно определиться с выбором будущих экзаменов, с направлениями профподготовки.  В одиннадцатом классе график школьника станет более напряженным, начнется серьезная подготовка к выпускным и вступительным экзаменам.

По материалам газеты "Школьный психолог" Издательского дома "Первое сентября", № 20/2003.

 

 

Лента новостей

2018г., 11 декабря. Круглый стол, посвященный Азербайджану, в МЛГУ

      11 декабря 2018 года в Московском государственном лингвистическом университете в Центре азербайджанского языка и культуры МГЛУ был проведен круглый стол. Учащиеся 8д, 8л классов презентовали свои исследовательские работы, посвящённые Азербайджану. Подробнее...

 

2018г., 11 декабря. «Зимние старты» среди 3-4 классов

Места распределились так:  3Д - 3место, 4Б - 2 место, 4Л - 1место. Подробнее...

 

2018г., до 20 декабря. Благотворительные акции «Старость в радость» и «Коробка храбрости»

Желающие могут присоединиться к акциям, цель которых принести радость маленьким пациентам  с онкологическими заболеваниями и бабушкам и дедушкам из домов престарелых. Подробнее...

 

2018г., декабрь. Школа вновь встречает польских гостей из Плоцка

Наша школа всегда рада гостям.  На этот раз гости были – не ученики, а педагоги лицея имени С.Малаховского г.Плоцка. Подробнее...

 

2018г., декабрь. Прохождение тестирования по предметам в Школьном портале

Приглашаем пройти независимое тестирование по различным предметам в Школьном портале. Тестирование помогает оценить ваши знания и качество образования школы. Подсказки, куда нажимать...

 

2018г., 7 декабря. Соревнования по плаванию в г.Пересвет

Команда школы достойно выступила на II этапе соревнований «Юный пловец». Подробнее...

 

2018г., 7 декабря.Фестиваль национальных культур

На нашем сайте есть раздел «Международное сотрудничество», в котором два подраздела о сотрудничестве с Польшей и Азербайджаном. Так получилось, что мероприятие 7 декабря объединило эти два направления и показало, как важно народам жить в мире, делиться своей культурой. Грандиозный танцевально-вокальный фестиваль был представлен танцами и музыкой России, Азербайджана, Грузии, еврейских и цыганских культур. Данное мероприятие посетила делегация из Плоцка (Польша), участники которой находились с визитом в Мытищах. Подробнее о фестивале национальных культур с фото и видео...

 

2018г., до 14 декабря. Единый урок по безопасности в сети Интернет. Викторина (1-11кл.)

Предлагаем пройти викторину (тест) по безопасности в сети Интернет. Подробнее...

 

2018г., до 25 декабря. Конкурс плаката «Есть такая профессия – спасатель!» (1-11 класс)

Подробнее...

 

 

2018г., до 19 декабря. Конкурс рисунков на тему «Абрамцевский дуб, вдохновитель художников и поэтов – Российское дерево года 2018» (1-4 класс)

Подробнее...