Школьная жизнь

Телешко В.А. Родитель - самый главный в профориентации ребенка

Родитель - самый главный участник подготовки ребенка к будущему

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Русская пословица.

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы. Профессиональное самоопределение – важная составляющая счастливой жизни. Как сказал А.М. Горький: «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!». Ведь на работу человек тратит в среднем по 40 часов в неделю, то есть не меньше половины жизни.  Поэтому человека, нашедшего себя в своей профессии, можно назвать счастливым. Приятно быть профессионалом в каком-либо деле, ощущать свою нужность и полезность другим, испытывать чувство удовлетворения от качественно выполненной работы. Человек, любящий свою профессию, - это самореализующаяся, самоактуализирующаяся личность. Такие люди более стрессоустойчивы, жизнестойки. К человеку, занятому любимым делом, обязательно придет успех.

К сожалению, очень многие испытывают трудности при выборе профессии. Чаще всего это происходит  из-за несознательного, незрелого подхода к выбору будущей профессии, а также из-за незнания самого себя: своих интересов, склонностей, способностей. Еще и  современная жизнь такова, что мир профессий изменчив (трудно себе представить, какие профессии будут в будущем более востребованы, какие еще появятся) и ребенку приходится выбирать профессию с 7-8 класса, а в 9-ом желательно окончательно определиться, хотя актуальный возраст для серьезного, сознательного профессионального самоопределения – 20 – 25 лет…

  Ребенку нужна помощь в профессиональном самоопределении. Самый главный помощник, наставник, участник подготовки ребенка к будущему – это родитель, который четко осознает конечную цель: «хочу, чтобы мой ребенок был  здоровым, счастливым, реализовавшимся…».

        Процесс выбора профессии  сложный, а самое главное длительный. Он занимает не один год, поэтому его нельзя откладывать на последний день перед выпускными экзаменами. Важно помочь ребенку сделать сознательный выбор. И чем раньше мы начнем, тем успешнее он будет. Даже если ребенок еще маленький, мы уже многое можем сделать для облегчения его жизни в дальнейшем, ведь важно с детства развивать любознательность, интересы, способности ребенка, идти по пути  познавания, становления, взросления  вместе с ним. Для этого нам потребуется много терпения и наблюдательности, но все наши усилия обязательно окупятся.

Чтобы выявить у детей склонности к чему-либо, нужно быть очень внимательным и, конечно же, предоставить им максимальную возможность участия в разных видах деятельности. Уделять  всестороннему развитию ребенка достаточно времени, наблюдать за ним: чем он любит заниматься, чем увлекается, что его волнует, в какие игры он любит играть.Постараться определить устойчивость его интересов. Может ли он без этого обходиться?

  Расширить кругозор ребенка помогут совместные походы в музеи, театры, на выставки, на всевозможные экскурсии и мероприятия. Всегда спрашивайте его мнение о том, что он только что видел. Общайтесь с ребенком на разные темы. Подробно рассказывайте ему о своей профессии, о том удовлетворении, которое она  приносит. Это сформирует у него положительный образ труда как такового. Пусть  друзья и знакомые делятся своими впечатлениями о своих должностях в  семейном кругу.

       Хорошо бы быть внимательным ко всем особенностям своего ребенка. Если он - фантазер, то нужно поощрять его творческую активность, фантазировать вместе с ним, например, сочинить маленький рассказик, а потом разыграть сценку с куклами. Если он часами просиживает за склеиванием какой-либо модели, предложите ему сконструировать что-нибудь вместе, если он очень подвижен, может ему предложить спортивную секцию и т.д. Обнаружив у ребенка интерес к чему-либо, старайтесь его всячески поддерживать. У детей еще окончательно не сформировались волевые процессы, и их интерес к какой-либо деятельности еще очень не стабилен.

Подростку важно иметь возможность почувствовать себя взрослым. Такой опыт может дать работа в летний период: заработок + изучение профессии опытным путем.

          Понять и принять  интересы своего ребенка – очень важно, это помогает быть в контакте с ним, способствует близкому и открытому общению. 

Посмотреть на ребенка «со стороны» поможет общение  с педагогами, психологами образовательного учреждения. Пусть они поделятся своими наблюдениями.

Не стоит отзываться крайне негативно о каких-либо профессиях, в том числе и о своей. Вы можете очень устать, так об этом и скажите, но без лишнего негатива в адрес своей профессии, должности, работодателя. Ваше отношение к работе ребенок обязательно усвоит. Не говорите о предметах или учителях с пренебрежением. Чем больше предметов ребенок попробует «на вкус», тем осознанней он сможет сделать свой выбор, когда придет решающий момент, чем, если просто будет «проходить» материал.

Найти свое призвание не просто. Как же быть, когда время выбора уже подходит, а школьник с профессией еще не определился? Определить сферу профессиональных интересов можно самостоятельно с помощью разнообразных диагностических методик на сайтах по профориентации (например, сайт психолога, автора книг и статей по профориентации Г.В. Резапкиной: metodkabi.net.ru), либо обратившись за квалифицированной помощью к школьным психологам или психологам-профконсультантам.

         Ошибочно настаивать на том, чтобы ребенок обязательно поступал в вуз. Если он убедится в необходимости высшего образования, то он получит его сам. Иначе, можно потратить много сил и средств на поступление в вуз, который он впоследствии либо бросит, либо закончит, но будет работать не по специальности. Высшее образование само по себе не обеспечит ребенку счастливой взрослой жизни. Самореализация не зависит от его обязательного наличия: лучше быть хорошим автомехаником, чем плохим дантистом. Тем более что подростки нередко перекладывают ответственность за свой выбор на  плечи родителей, тогда получается, что и за результат тоже должны отвечать родители?Пусть он лучше сам определиться со своими приоритетами, а мы ему окажем необходимую помощь.

Источники, ресурсы:

Алексеева Н.: www.feona.ru

ГришинД.:vk.com/dvgrishin_online

Петрановская Л., статья «Мы готовим детей к позавчерашнему миру»:www.pravmir.ru/ludmila-petranovskaya-myi-gotovim-detey-k-pozavcherashnemu-miru/

РезапкинаГ.В.:metodkabi.net.ru

 

 

Лента новостей

2019г., 8-12 апреля. Школьные соревнования по баскетболу

Итоги соревнований и как это было...

 

2019г., апрель. Победители и призеры фестиваля «Солнечный круг»

Для победителей и призеров фестиваля «Солнечный круг» школе вручены грамоты. Подробнее...

 

2019г., апрель. О введении системы безналичной оплаты питания

По итогам опроса родителей, проведенного на сайте и собрания Управляющего совета 08.04.19 предлагаем вашему вниманию Информацию о системе для родителей, составленную на основе задаваемых вопросов.

 

Открытое окно – опасность для ребенка

Подробнее...

 

2019г., 15 апреля. М.Н. Качалова – победитель Всероссийского конкурса «Менеджер года»

Торжественная церемония награждения состоялась 15 апреля 2019 года в Центральном Доме Ученых (г. Москва). Подробнее...

 

2019г., апрель. Ижанов Максим - лауреат международного вокального конкурса

Поздравляем Ижанова Максима, лауреата III степени международного конкурса-фестиваля «Ритмы планеты» в жанре «Вокал – Эстрадный». Подробнее...

 

2019г., 13 апреля. Отчетный концерт «Серпантина»

Подробнее с фото и видео... 

 

2019г., 12 апреля. Клубный час «Космос. Я – часть мирозданья»

12 апреля 2019 года в МБОУ СОШ №31 состоялся клубный час «Космос. Я – часть мирозданья». Подробнее...

 

Без вас не получится! - Социальные ролики сайта БЕЗДТП.RU

Смотреть...

 

2019г., 8 апреля. Экскурсия в библиотеку №10 (1в)

Подробнее...

 

 

2019г., 4-5 апреля. Соревнования по плаванию в г. Обнинск

Подробнее...